Режиссер Жан Ренуар
В главных ролях Нора Грегор, Ролан Тутен, Марсель Далио, Жан Ренуар, Мила Парели
Социальная сатира, драма из жизни великосветского общества во Франции в 30-х годах прошлого века. Фильм, который провалился во время премьерного показа, а спустя десятилетия стал неизменно включаться в списки лучших фильмов по мнению кинокритиков.
После совершения рекордного перелета через Атлантику пилот Андре Жюрье заявляет журналистам, что он разочарован: егио не встретила в аэропорту женщина, которая вдохновила его на этот полет. Эта женщина - дочь астрийского дерижера, жена маркиза Робера да ла Шене Кристина. Несмотря на свои чувства к Андре она не хочет переходить границу и остается верна мужу. Робер тем временем только сейчас, через три года брака, собрался завершить отношения со своей любовницей - Женевьев де Мара. Друг Кристин и Андре - Октав (которого играет режиссер фильма Жан Ренуар), пытается помочь пилоту и организует его приглашение в замок де ла Шене, куда собирается великосветское общество - включая и Женевьев. Дополнительная линия сюжета, на этот раз скорее комедийная - в стиле комедии дель арте - закручивается с участием пройдохи Марсо, лесника Эдуарда и его жены, служанки Кристин Лизетты.
Во время охоты Робер пытается поставить точку в отношениях с Женевьев, но их прощальный поцелуй видит Кристин, только сейчас узнавшая правду о муже и его любовнице. Она вполне светски объясняется с Женевьев, скрывая при этом свои истинные чувства, затем - как будто желая отомстить мужу - уединяется с одним из гостей, с которым заставший их Андре устраивает драку. Кристин готова бежать с Андре, но тот предпочитает поступать честно - объяснится с Робером и уехать с Кристин открыто. Кристин объясняется с Октавом, который тоже давно ее любит, их поцелуй в оранжерее видит Эдуард, принявший Кристин за Лизетт, и чуть позже вернувшись с ружьем, лесник в темноте принимает за Октава бежавшего к оранжерее Андре и стреляет в него...
Гостям Робер объявляет, что Эдуард метился в браконьера, но случайно попал в Жюрье. Гости понимают произошедшее по-своему: "случайность" они считают высоким классом мести любовнику жены...
После первых показов и отрицательного приема фильма у зрителей, которым не понравилось, что в фильме говорится о пропитавшей общество лжи, Ренуар сократил фильм, вырезав линию об отношениях Кристин и Октава и ряд важных диалогов. Тем не менее фильм был запрещен как французскими, так и в последующем немецкими оккупационными властями, а затем оригинал фильма погиб во время бомбардировок. В 1959-ом году из отдельных сохранившихся частей была собрана новая версия фильма, оказавшаяся длиннее даже первоначальной премьерной и представляемая зрителям теперь.
Для знающих русскую литературу Андре Жюрье отчасти напоминает Чацкого, он тоже оказался "среди чужих", он не играет по их правилам, и в итоге так или иначе оказывается отторгнутым.
Мне фильм показался проникнутым необычным очарованием. Характеры героев просты, мотивы их поступков очевидны, повороты сюжета предсказуемы. Ренуар не пытался нагнетать напряжение и закручивать интригу, и идея, заложенная в фильм, лежит на поверхности, и тем не менее фильм не кажется банальным. И во всей свой внешней простоте фильм выглядит заслуживающим быть включенным в списки классики кинематографа.
Итого: must see, если вы, конечно, цените в кино не только зрелищность и приток адреналина.