Гарвей (a_garvey) wrote,
Гарвей
a_garvey

Кинодневник. "Презрение"

Le mépris (1963)
Режиссер Жан-Люк Годар
В ролях Брижит Бордо, Мишель Пиколи, Джек Паланс, Фриц Ланг

Во многих отношениях очень необычный фильм. Причем внешняя необычность (вступительные титры озвучены, а не показаны на экране, съемочная группа и оборудование местами присутвуют в кадре) является не главной.
Годар, обычно не снимавший коммерческого кино, делает успешный - для него - в финансовом отношении фильм с суперзвездой - Бриджит Бордо, этот фильм является едва не единственным, который Годар снял при поддержке американских инвесторов, а в одной из ролей снялся легендарный немецкий режиссер Фриц Ланг ("М", "Метрополис", "Доктор Мабузе. Игрок"). Далее, в кадре звучит речь на четырех языках: английском, французском, немецком и итальянском. Сюжет откровенно ссылается на реальную обстановку вокруг съемок фильма.

Американский продюсер и немецкий режиссер снимают фильм об Одиссее в Италии. Сценаристом на фильм приглашен Поль Джаваль. Поль очень заинтересован в работе, но не из-за собственно сценария, а из-за финансовых проблем. Чтобы расположить к себе продюсера, она знакомит его со своей женой Камиллой. Но с того момента, когда Поль соглашается, чтобы Камилла поехала с продюсером на его виллу, пока сам Поль будет добираться туда на такси, Камилла резко охладела к мужу. Поль пытается понять причину разлада и исправить ситуацию.

Фильм поставлен по книге Альберто Моравиа, но как я понимаю, изменения по сравнению с первоисточником очень велики. Утверждают, что образ американца Джереми Прокоша базируется на продюсере "презрения" Джозефе Левине. Если так, тот имел серьезные основания для недовольства :). Но деньги уже были вложены, а заставить режиссера уровня (и характера) Годара переделать фильм - задача непосильная и для Голливуда. Максимум, чего добился Левин - это добавки в начало фильма сцены с обнаженной Бордо, и это было сделано только после того, как продюсер обнаружил, что в фильме с такой звездой нет ни одной сколько-нибудь пикантной сцены.
Актерскую игру я бы не назвал сильной стороной фильма. Бордо в основном показывала себя, для большинства зрителей этого было дистаточно, хотя роль у нее в этом фильме потенциально сильная. Поланс изобразил напыщенного самоуверенного (благодаря своим деньгам) американца - то, чего ожидали увидеть в этом образе многие европейцы. Ланг играл самого себя - старого умудренного опытом режиссера. А Пиколи роль Джаваля на мой взгляд не удалась, из нее можно было бы выжать куда больше.

С другой стороны, Годар насытил фильм деталями, которые сделали сильную актерскую необязательной. Очень много игры цветом, специфический выбор ракурсов, многочисленные околофилософские рассуждение, почти выпяченные аналогии между центральными персонажами и героями "фильма в фильме".

Резюме: фильм вышел этакой диковинкой, экспериментом на стыке некоммерческого кино и Голливуда, с взглядом со стороны первого на второй. Временами несколько затянуто, но в целом смотреть можно.
Tags: Кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments