Гарвей (a_garvey) wrote,
Гарвей
a_garvey

Category:

Кинодневник. "Пепел и алмаз"

Popiól i diament
Режиссер Анджей Вайда, 1958-ой год.
Очень сильный, драматичный фильм, по стилю мне больше всего напомнивший фильмы Бергмана и отчасти - Тарковского. Подчеркнутые символичные детали, хорошо поставленные кадры, наполненные психологическим и философским подтекстом. При этом напряженный сюжет делает фильм привлекательным не только для любителей серьезного кино.
Группа бойцов Армии Крайовой, действующая в подпольи получила задачу убить секретаря обкома ПРП Щуку. Сначала Мацек и его командир Анджей, обознавшись, расстреливают двух рабочих цементного завода, но получают второй шанс, оказавшись в одной гостинице с Щукой. Насторой Мацека резко меняет знакомство с барменшей Кристиной, он готов откзаться от продолжения войны и зажить обычной мирной жизнью, но под давлением командира соглашается завершить задание. Щука узнает, что его сын, воспитанный сестрой его погибшей жены, арестован в составе боевой группы Армии Крайовой, по дороге в тюрьму, где держат его сына, Щука убит Мацеком. Утром Мацек, случайно столкнувшись с армейским патрулем, пытается убежать, но получив ранение умирает на свалке.
Большой плюс авторам фильма - за то, что стороны не выкрашены в черное и белое. У каждой стороны была своя правда, пепел и алмазы находятся и среди победителей и среди проигравших. Совсем без оглядки на власти в Польше в 1958-ом снимать фильм вряд ли было реально, тем не менее выглядит так, что Вайда пытался быть максимально объективным.
В минус - переигранность, неестественность некоторых сцен. Мне кажется, что это объясняется, во-первых, тем, что приходилось использовать "имеющихся под рукой" актеров, а во-вторых, тем, что некоторые киноприемы в то время просто еще не были разработаны.

Не скажу, что фильм из разряда must see, но интересующимся серьезным кинематографом его знать надо
Tags: Кинодневник
Subscribe

  • Кинодневник. "Земля кочевников"

    Nomadland (2020) Осыпанная наградами драма по одноименной книге Джессики Браудер. Хлоя Чжао выступила в этом фильме в четырех ипостасях: продюсер,…

  • Киндневник. "Лола"

    Lola (1961) Мелодрама Жака Деми с Анек Эме в главной роли. Танцовщица кабаре, одинокая мать, живущая памятью о большой любви и надеждой, что "все…

  • Кинодневник. "Космос"

    Cosmos (2015) Кино из разряда "Что курил автор". С претензией на многозначительность и символизм. Я все ждал, что в конце детальки пазла…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment