?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кинодневник. "Жить"

Ikiru

Неожиданный для меня фильм. Действие происходит не в средневековье, а в "современной" Японии - в середине 20-го века. И формально в центре сюжета не философские проблемы, а японская бюрократия. Именно формально, ибо фактически задевается вопрос, с которым может столкнуться любой: что мы сделали в жизни, что останется после нас? Главный герой фильма - Канджи Ватанабе, мелкий начальник в мэрии, который тридцать лет проработал в одном отделе, ничего, фактически не сделав, только поддерживая видимость занятости. А потом узнал, что жить ему осталось от силы несколько месяцев: у него обнаружили рак желудка. Сначала он впал в почти кататоническое состояние, бросил работу, потом случайный знакомый под впечатлением от его истории устроил ему ночь развлечений, в конце которой Канджи снова вспомнил - жизнь (и особенно - его жизнь) коротка. Встреча с пришедшей к нему за подписью на заявление об увольнении сотрудницей встряхнуло его, она была единственной в отделе "живой", и не выдержала рутинной бюрократической атмосферы. Канджи потянулся к ней, пытался проводить рядом с ней как можно больше времени, приглашал в кино и рестораны. Через какое-то время это ей надоело, и она спросила Ватанабе, зачем она ему нужна. И только высказав ей, что он хочет сам себя почувствовать живым, он понял, что он может для этого сделать. Он вернулся на работу и взялся за дело, которое до этого отфутболивал в другие отделы: создание парка в жилом районе, где канализация попала в пожарный пруд. Пять месяцев - до его смерти - ушли на то, чтобы пробиться через все бюрократические препоны и добиться, чтобы каждый чиновник на пути, включая мэра города, дал согласие на строительство. Он умер на следующую ночь после открытия парка, на качелях, напевая песню о том, что жезнь коротка.
Самая сильная сцена в фильме - поминки, на которых присутствовали его родственники (сын и брат с женами), сотрудники, коллеги и мэр. Сначала мэр перед журналистами объяснял, что главная заслуга в открытии парка принадлежит не Ватанабе, а соответствующим отделам мэрии и ему лично. Потом на поминки пришли жительницы района, с обращения которых и началась история с парком, и на глазах которых Канджи делал все, что мог для появления парка. После того, как они со слезами на глазах поклонились портрету Ватанабе, начальники долго на задержались на поминках - очень уж нелепо их демагогия смотрелась после искренних чувств плакальщиц. А в отсутствие начальства простые чиновники развернули целую дискуссию - кому же действительно принадлежит заслуга, и почему покойный так отчаянно боролся за создание парка, и почему он вообще в одночасье так изменился. Они по отдельным воспоминаниям восстановили его роль и поняли, что покойный знал о своем заболевании. Это больше всего удивило его сына: почему отец не сказал ему? А пять месцев назад он сам устроил скандал, решив, что отец тратит свои сбережения на молодую любовницу.
"Дискуссия" на поминках шла под сакэ, так, что через какое-то время пьяные чиновники плакали и клялись отдать жизнь на благо людей. Забегая вперед - угадайте, надолго ли хватило их энтузиазма?
А в конце поминок полицейский принес шляпу Ватанабе, найденную в парке, и рассказал, что накануне он видел его в парке - одинокого и счастливого.

С первых кадров фильма у меня возникли - я уже говорил, что фильм стал для меня неожиданностью - ассоциации с советским кино. Голос за кадром, обличение бюрократии, небогатая жизнь послевоенной Японии... Потом вспомнился "Умберто Д." Витторио де Сика - тоже история пожилого человека, оказавшегося перед лицом смерти, но у Умберто Д. сам пытался умереть из-за унизительной нищеты, с которой не мог справиться, а герой Куросавы хотел жить - во всех смыслах слова. Еще дальше возникло сильное ощущение сходства Канджи Ватанабе с гоголевским Акакием Акакиевичем: та же фигурка маленького человека под гнетом проблем (а пальто Ватанабе вызывает в памяти шинель Бащмачкина, но и здесь - серьезное расхождение: герой Куросавы ходил сгорбившись, но при этом не сломался внутри. И, наконец, последняя возникшая у меня ассоциация - с "Бразилией". Атмосфера бумажной конторы в фильме кажется геперболизированной: кипы бумаг, загромождающих все проходы, перепинывание посетителей от одного чиновника к другому - я не помню ничего сравнимого кроме как в фантасмогории Терри Гиллиама.
Роль Канджи Ватанабе великолепно сыграл Такаси Симура, известный по роли самурая Симады в "Семи самураях". Всеми приемами он подчеркивал, что его герой - маленький человек - согбенный, с едва слышным сиплым голосом и нерешительным, просящим выражением лица (именно отсюда - ассоциация с Башмачкиным). И вот так - почти не разгибаясь и не поднимая голоса - он боролся за свое детище - парк. Лишь однажды он поднял лицо - когда нацелившиеся на нужный под парк участок бизнесмены пригрозили ему: защищая парк, "ты рискуешь жизнью". Перед его улыбкой в ответ на угрозу не устояли и они.
Подводя итоги: "Икиру" мне понравился больше других фильмов Куросавы, кроме "Семи самураев". Если вы его еще не видели - рекомендую посмотреть.

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser