Гарвей (a_garvey) wrote,
Гарвей
a_garvey

Кинодневник. "Персона" Ингмара Бергмана



Persona на сайте IMDB.com

Сложнейший фильм, созданный в модернистской манере. Сложности для восприятия начинают создаваться еще до титров, с набора несвязанных между собой кадров (включая появляющийся в кадре на доли секунды эррегированый пенис). Собственно сюжетную линию ведут два актрисы: Лив Ульман, играющая актрису Элизабет Фоглер, оказавшуюся в психиатрической клинике, и Биби Андерсен, в роли медсестры Альмы. Элизабет однажды прямо на сцене во время спектакля перестала говорить, а когда ее доставили в больницу - лежала, в постели почти не двигаясь. Врач в клинике пришла к выводу, что она совершенно здорова, что молчание - ее выбор в связи с психологическими (а не психиатрическими) проблемами, она предлагает пациентке отдохнуть на природе, на берегу моря. Вместе с Элизабет отправляется медсестра, которая должна за ней ухаживать. Отношения Элизабет и Альмы начинают развиваться самым неожиданным образом, причем до определенного момента более сильное влияние идет со стороны актрисы на медсестру.
Фильм - черно-белый, снят большой частью крупными планами, так что лица актрис всегда в центре внимания. Соответственно в большой степени уровень фильма определяется игрой Ульман и Андерсен.
Ключевая сцена - "диалог" актрисы и медсестры, в котором озвучивается история психологической проблемы Элизабет. "Диалог" в данном случае - понятие условное, ибо говорит по прежнему только Альма, но Бергман в данном случае применил необычный прием: сцена показана дважды, сначала в кадре только лицо актрисы, а затем - только лицо медсестры. Как результат мы видим "разговор" в виде эмоций на их лицах.
Сложное развитие сюжета, неожиданность поступков героинь в комплексе с "посторонними" вставками сбивают ощущение реальности, не дают анализировать, заставляют воспринимать фильм на уровне чувств. А "разорванная" концовка фильма наоборот возвращает к будничной реальности, оставляя, правда, зрителям самим догадываться о том, что дальше происходит с героинями.

Рекомендовать фильм могу только тем, кто готов к восприятию не как к получению готового продукта, а как к сложной работе. Желательно, к тому же, именть представление как о манере Бергмана, так и о кино 60-х вообще.
Tags: Кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments