Гарвей (a_garvey) wrote,
Гарвей
a_garvey

Кинодневник. "Джульетта и духи"

Giulietta degli spiriti
Посмотрел с большим удовольствием. Недавно где-от в ЖЖ встретил сравнение стилей разных режиссеров со стилями живописи, так вот, Феллини у меня ассоциируется с чем-то вроде мозаики или витража, при чем картина складывается прямо при нас, так что мы сначала рассматриваем отдельные кусочки, потом замечаем, что они как-то стыкуются с другими, и лишь в конце понимаем, что этот кусочек - крыло бабочки, тот - грозовая туча на горизонте, а тот - слеза на щеке. В фильмах Феллини отдельные непонятные сцены и странные персонажи в конце вдруг обретают смысл, вплетаются в большую "картину".
Центральную роль - роль Джульетты - играет Джульетта Мазина. Начало фильма у меня вызвало ассоциации с другими фильмами Феллини - "Сладкой жизнью" и "8 1/2", та же богема, непрерывное общение, странные увлечение, страсти и чувства - показные и реальные. Но на этот раз в центре - женщина, ее переживания, и главное - ее реакция на многочисленные "влияния" окружающих, ее попытки им сопротивляться, искать себя в нагромождении "так принято", "так надо", "так будет лучше для тебя", "только так можно решить проблемы". А проблема у нее есть (ну, не одна, конечно, но эта - центральная на данный момент): муж, которого она любит, но который все больше отдаляется от нее, и о измене которого она узнает.
КАК Мазина это сыграла - словами не опишешь, это надо видеть.
Мое личное ощущение - видна связь между Джульеттой и другими ролями Мазины - Кабирией и Джинджер. "Намек" на вторую появляется еще в первых кадрах фильма, когда Джульетта отказывается от парика. Точно также отказывается от парика Джинджер перед выступлением на телешоу. А улыбка Кабирии - сквозь слезы, вопреки всем разочарованиям - это, наверное, просто фирменный "знак" Мазины.
Есть в фильме сцена, которая мне показалось "неправильной", как кусочек мозаики, который пытаются поставить не на его место. Больше того, для меня это выглядит как кусочек не из той мозаики. Эта сцена - соблазнение Джульетты на вечеринке у соседки - Сьюзи. Ну не верю я в соблазнение немолодой уже Джульетты красавчиком - крестным сыном Сьюзи. Тут должен быть кто-то другой, и самым подходящим выглядит Мастрояни. Перед обаятельным ровесником Джульетте было бы куда сложнее устоять, и сцена стала бы выглядеть совсем иначе.
кстати, Мастрояни подошла бы не только эта роль, он хорошо смотрелся бы и как муж Джульетты - Джорджио, и как приехавший друг мужа, который произвел на Джульетту серьезное впечатление. Другое дело, что Мастрояни отвлек бы внимание зрителей от центральной фигуры фильма, а этого, возможно, Маэстро не хотел.
В противовес сцена соблазнения, финальная сцена противостояния духам снята очень мощно, она цепляет за сердце, притягивает, пугает. Оказывается сложно понять - то ли мы видим, как Джульетта сходит с ума, то ли режиссер просто показывает на экране аллегорию ее внутренних переживаний. И только изгнание духов - катарсис фильма - делает это неважным.

И как последняя деталька - традиционная "филлиниевская" музыка от Нино Рота в фильма в качестве фона.

Мне кажется, что фильм недооценен (хотя некоторое количество наград он и получил). Если не видели - посмотрите, возможно и вам он доставит удовольствие.
Tags: Кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments