Гарвей (a_garvey) wrote,
Гарвей
a_garvey

Category:

Кинодневник. "Джокер"

Joker (2019)
Режиссёр Тодд Филлипс
В главной роли Хоакин Феникс
В других ролях Роберт Де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой, Пенни Флек, Бретт Каллен

Психологический триллер на тему происхождения одного из злодеев комиксов DC Comics. Два Оскара, два "Золотых Глобусов" (в обоих случаях - за лучшую мужскую роль и музыку к фильму) и "Золотой Лев" Веницианского кинофестиваля.


[Сюжет]Артур Флек - неудачник. От с пожилой матерью в маленькой квартире и работает в агентстве, направляющем клоунов для выступлений по заказам. Готэм-сити, в котором он живет, испытывает экономические и социальные проблемы, что естественно отображается на наиболее уязвимых членах общества, к которым относится и Артур. Он нуждается в психологической и медицинской помощи из-за неконтролируемых приступов смеха, начинающихся у него в стрессовых ситуациях. На улице во время работы группа юнцов отнимает у него "рабочий инструмент" - рекламный плакат, а когда он пытается вернуть его, подростки его жестоко избивают. Коллега тайком дает ему револьвер для защиты, и этот револьвер, случайно выпавший во время выступления перед детьми, становится причиной увольнения Артура. В метро Артур видит, как трое парней пристают к девушке, его смех привлекает внимание хулиганов, девушка убегает, а они начинают избивать Артура. Артур хватается за револьвер, убивает двоих в вагоне, а третьего - на станции. Убитые оказались сотрудниками компании Томаса Уэйна - кандидата в мэры города, и неудачный комментарий Уэйна провоцирует беспорядки в городе.
Артур пробует себя в роли стэндап-комика, и видео его не слишком удачного выступления, начинающееся с приступа смеха, попадает в шоу Мюррея Франклина, которое Артур регулярно смотрел вместе со своей матерью. Франклин выставляет Артура на посмешище публике.
Вскрыв письмо матери, которое она направляла Томасу Уэйну, Артур узнает, что она просила помощи потому, что Артур - сын Уэйна. Артур пытается разобраться с этим, ему отвечают, что Пенни Флек работала у Уэйна, но её претензии вызваны её иллюзиями, а на самом деле Артур был усыновлен, и в его медицинских проблемах виновата сама Пенни. Можно ли верить этому, если деньги Томаса Уэйна могут купить ему любую "правду"? Артур верит. И с этого момента идет вразнос: убивает свою мать, убивает бывшего коллегу, давшего ему оружие и теперь решившего "подстраховаться". И готовится убить самого себя в прямом эфире на шоу Мюррея...


Фильм не только яркий и бьющий по эмоциям, но и действительно глубокий и сложный. Великолепно сыгранный Хоакином Фениксом герой - яркое пятно, которое держит внимание зрителей, но если отвлечься от него и присмотреться к тому, что его окружает... Да и не только: присмотреться собственно к сюжету фильма. Что на самом деле является правдой? Была ли история рассказанная Пенни история только её самообманом или её подставили? А какая часть показанного зрителям - только галлюцинации Артура, подобные его дружбе с Софи? А может быть все это - только рассказ Артура психиатру в больнице, и мы не знаем, сколько правды и лжи в его рассказе?..

И при всей мощи фильма он мне очень не нравится - контекстом на него наложенным, ассоциациями с реальностью и следствиями, им порождаемыми. Готэм-сити в фильме болен. И проявляется это даже не в насилии на улицах города, а в реакции на это насилие. Избитый Артур не обращается за помощью в полицию, и никто не дает ему такого совета. Жители города безоговорочно поддерживают убийцу троих хулиганов и сами готовы расправляться с богатыми. Кстати, по этому случаю в метро: у него был реальный "прообраз" в Нью-Йорке восьмидесятых, когда трое пристававших к пассажирам подонков были убиты в поезде метро. Только, как можно догадаться, в реальности это были не белые яппи. То есть налицо манипуляция сценаристов, направляющих эмоции зрителей в нужную им сторону. Фактически вся история, показанная в фильме - апологетика несчастного маленького человека, превращающегося в монстра. Жизнь бывает жестока ко многим. Можно ли это использовать для того, чтобы распространять зло? Вот только что в Канаде произошла страшная история: зубной протезист, потерявший работу из-за карантина, надел форму офицера RCMP (Канадской Королевской Конной Полиции, федеральной полиции Канады), сел на машину, замаскированную под машину RCMP, и отправился убивать. Итог - больше двадцати человек убито, это самое массовое убийство в истории Канады. Все подробности еще не известны, упоминалось только, что у убийцы были проблемы с anger management, и что ему было запрещено иметь оружие. Наверняка же найдутся "объективные" объяснения, почему у него случился этот "срыв", но пока я не слышал никаких попыток оправдания убийцы. Так и в истории Джокера, его действия допустимо оправдывать ровно до третьего убийства - на станции метро, когда он выстрелил в уже неопасного для него человека. С этого момента Джокер доказал, что его необходимо остановить для безопасности общества.
А то мы видим в фильме? Его в буквальном смысле поднимает на руках толпа. А один из его сторонников убивает Уэйна и его жену - и держу пари, что его в тот момент поддержало бы большинство из бушующей толпы.
Кстати, у вас не возникло ощущения, что предвыборное выступление Уэйна сознательно сделано похожим на выступления Трампа? Или это уже у меня аберрация восприятия?


Резюме: очень сильно сделанное кино, которое на мой вкус лучше бы не было.

PS Отрицательные ассоциации с фильмом у меня появились до того, как я его посмотрел: во время "благодарственной" речи Феникса на награждении Оскаром.
Tags: Кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments