Гарвей (a_garvey) wrote,
Гарвей
a_garvey

Category:

Кинодневник. "1917"

1917 (2019)
Режиссёр Сэм Мендес
В главных ролях Джордж Маккей, Дин-Чарльз Чэпмен
В эпизодах: Бенедикт Камбербэтч, Колин Ферт, Ричард Мэдден, Марк Стронг, Эндрю Скотт

Военная драма, получившая "Золотой Глобус" и номинированная на Оскара за лучший фильм.


[Сюжет. Спойлеры!]Апрель 1917-го года, север Франции. После долгого противостояния англичане получили информацию, что немцы оставили свою передовую линию и отступили. Но авиаразведка показала, что это не бегство, а отход на новую, хорошо подготовленную линию обороны. Двух капралов - Блэйка и Скофилда - вызывают к генералу Эринмору (Колин Ферт), который дает им специальное задание: до утра следующего дня доставить приказ, отменяющий наступление, полковнику Маккензи (Бенедикт Камбербэтч). Для этого им предстоит пересечь нейтральную территорию и старую линию обороны немцев и добраться до готового к атаке полка англичан. Если они опоздают, то 1600 человек, включая брата Блэйка, окажутся в ловушке. Отправить сообщение по телефону невозможно, так как линия порвана во время обстрела немецкой артиллерией.

Скофилд считает, что лучше дождаться темноты - так будет безопаснее, а времени все равно должно хватить, но Блэйк рвется вперед, его подхлестывает судьба брата.
После того, как англичане прошли заставленную рядами колючей проволоки, распаханную взрывами и заваленную разлагающимися трупами ничейную территорию, они обнаружили пустые немецкие окопы и вход в разветвленную сеть подземных ходов. В одном из них, в подземной "казарме" немцев, Скофилд увидел провод, ведущий в мине, и в тот же момент убегающая крыса зацепила этот провод. Раздался взрыв, Скофилд оказался завален кусками цемента и землей, Блэйк откопал его и почти бегом вывел из обваливающихся подземелий - некоторое время Скофилд не мог ничего видеть. Ход вывел их к уничтоженным самими немцами артиллерийским позициям. Дальше путь привел их к опустошенному фермерскому хозяйству - только коровы бродили по лугу, да среди развалин амбара обнаружилось ведро с молоком. Над ними в это время произошел воздушный бой, сбитый самолет спланировал на этот самый амбар, Блэйк и Скофилд вытащили из пламени летчика, оказавшегося немцем. Пока Скофилд бегал за водой к колонке, немец ударил пытавшегося помочь ему Блэйка ножом в живот. Скофилд застрелил летчика, но было поздно: Блэйк умер у него на руках.
На время Скофилду показалось, что дальнейший путь для него будет легким: к ферме выехало подразделение англичан на машинах. Капрала по приказу капитана Смита (Марк Стронг) посадили на один из грузовиков. Удача оказалась недолгой: колонна должна была повернуть в сторону из-за разрушенного моста, а Скофилду нужно было двигаться прямо. На ту сторону канала он добрался по остаткам поста уже под обстрелом стрелка из дома у моста. В перестрелке он достал немца, но ошибся, когда врывался в дверь комнаты, где был немец: тот был только ранен и выстрелил одновременно со Скофилдом. Англичанин пришел в себя уже в темноте - сколько прошло времени - он не знал. Выстрел сбил с него каску и вскользь зацепил череп. Убитый немец был не единственным в разрушенном городке: Скофилду пришлось скрываться. На время он нашел укрытие в подвале дома, где он обнаружил француженку с ребенком - не её ребенком, она даже не знала, кто родители этой девочки. Ей он оставил всю еду, что была в его рюкзаке, и фляжку с молоком, набранным на ферме. Он расслабился и едва не уснул, сидя у очага, но звон колоколов церкви напомнил ему, что уже приближается утро. Он покинул подвал, несмотря на уговоры девушки. И снова ему пришлось бежать, драться, и снова бежать
Чтобы спастись от преследования, Скофилд прыгнул в реку, чтобы не утонуть он сбросил с себя все снаряжение и шинель. А дальше - водопад (полуразрушенная плотина?) и более спокойное течение. Чтобы выбраться на берег, ему прошлось перебираться через застрявшие у поваленного дерева раздувшиеся трупы. А на берегу его ждали лес, тишина и... пение. Английский солдаты перед выходом на позиции слушали песню о родине. До измученного Скофилда не сразу дошло, что этот тот самый полк, который он искал. Но уже рассвело, и первая волна уже была на позиции для атаки. Через забитые солдатами окопы, а потом и поверху - под обстрелом и поперёк наступающим бойцам - Скофилд бежал к штабу полковника Макензи. Он сумел пробиться. И даже сумел убедить полковника прочитать приказ и отменить наступление - солдат развернули обратно в окопы.
Лейтенанта Блэйка - брата убитого капрала - Скофилд нашел рядом с развернутым полевым госпиталем...



После просмотра фильма могу сказать, что меня не удивляет врученный фильму "Золотой Глобус". Более того, "1917" на мой взгляд является серьезным претендентом сразу на несколько Оскаров. Прежде всего, как мне кажется, на Оскара за монтаж. Судите сами: в фильме видна только одна склейка, а все остальное выглядит как две непрерывные последовательности, в которых камера непрерывно следует за главным героем. Естественно в реальности склеек там много, но они очень аккуратно скрыты. Да и за остальные Оскары (а он номинирован на десять из них) фильм вполне может побороться

Этот фильм, на мой взгляд, можно определить как war road movie. Также, как "Спасение рядового Райана", с которым у "1917" имеется большое сюжетное сходство. У Спилберга, правда, отряд шел, чтобы спасти одного человека, а у Мендеса один герой прошел через множество опасностей, чтобы спасти многих. Плюс в обоих фильмах максимально реалистично показаны ужасы войны.

Еще один фильм, с которым сравнивают картину Мендеса - "Дюнкерк". И с этим сравнением я тоже согласен. В данном случае главное сходство - в стройности структуры сюжета и активным использованием различных инструментов для создания необходимого режиссеру настроения. Вспомните, как Нолан выводил пульсирующую музыку от начала фильма до кульминационного момента: у Мендеса музыка не непрерывна, но ритму фильма соответствует абсолютно. Структура этих фильмов, правда, сильно отличается: в "Дюнкерке" есть три сюжетные линии, которые сходятся в одной точке, а в "1917" сюжетная линия одна, зато она симметрична. И эта симметрия в какой-то момент становится настолько заметна, что финальный кадр я угадал минут за пятнадцать до конца.

И кстати: две "симметричные" последовательности в начале и в конце фильма напомнили мне еще об одной картине - позапрошлогодней работе Питера Джексона They Shall Not Grow Old (в русской версии - "Они никогда не станут старше"). Напомню, что Джексон собрал фильм из реальных документальных съемок Первой Мировой Войны, обработанных с помощью цифровых технологий и тщательно раскрашенных. С учетом того, что съемки "1917" с апреля по июнь прошлого года, у Мендеса были все возможности для использования результатов работы Джексона, тот фактически предоставил готовое пособие для подготовки костюмов и декораций.

Сюжет фильма привязан к конкретным событиям первой мировой войны: немцы действительно в 1917-ом отвели войска в северной Франции на новую линию обороны. Но воспринимать картину, как "сделанную по реальным событиям, нельзя. Правильнее видеть её, как экранизацию рассказов дедушки режиссера, которому Мендес посвятил свой фильм. В этом случае такая плотность необычных событий и просто совпадений, как мы видим в фильме, выглядит более подходящей. В противном случае фильм выглядел бы как набор "роялей в кустах".


И суммарно о моих впечатлениях от фильма: Сэм Мендес создал произведение киноискусства, которое критика наверняка со временем разберут в деталях, а другие режиссеры со временем будут "цитировать" в собственных произведениях. Так что посмотрите сейчас. Я, конечно, своим отзывом мог создать у вас ожидания (которые могут и не оправдаться - на вкус и цвет друга нет), но лучше таки успеть до того, как о фильме будет в прессе и в интернете будет рассказано все и немного больше.











Tags: Кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments