Режиссёр Питер Фаррелли
В главных ролях Вигго Мортенсен, Махершала Али
Основанная на реальных событиях драма, выигравшая "Золотой Глобус", "Оскара" и главный приз торонтского международного кинофестиваля.
[ Сюжет]1962 год. Временно оставшийся без работы вышибала из ночного клуба Фрэнк Валлелонга по прозвищу Тони Липс (Тони "Болтун") получил предложение отправиться в тур с известным афроамериканским пианистом Доном Ширли по южным штатам США в качестве водителя/телохранителя/менеджера. После первоначального отказа и согласования обязанностей и оплаты Тони и Фрэнк (а также два белых музыканта, играющих вместе с Ширли) отправились в поездку. Для выполнения работы Тони помимо расписания выступлений получил "Зеленую книгу" - путеводитель для путешествующих автомобилем афроамериканцев со списком мест, где их обслужат.
На первых порах между интеллигентным и высокомерным Ширли и вульгарным и самоуверенным Тони присутствует взаимное отторжение и недопонимание. По ходу поездки Тони оценил талант "босса" и отношение к нему белых американцев, и, защищая Дона, он руководствовался уже не служебными обязанностями, а возмещением дискриминацией черного музыканта. А Ширли ввел Тони в высшее общество, где на приемах представлял его не слугой, а своим менеджером. А еще Дон научил Тони... писать красивые письма жене.
В конце поездки в роскошном отеле Ширли приняли как почетного гостя, который должен будет стать главным номером рождественского концерта, но при этом не позволили обедать в "белом" ресторане. Дон отказался выступать, вместо этого они с Тони отправились в "черный" клуб. А потом Ширли предложил ехать прямо домой - в Нью-Йорк, с надеждой для Тони успеть к семейному рождественскому ужину...
Очень достойный фильм, который резко отрицательно встретили родственники Ширли, заявившие, что между Доном и Тони были сугубо деловые отношения нанимателя и работника. Сын Тони - Ник Валлелонга - с этим не согласен :). Я склонен верить Нику и тем, кто утверждает, что дружбы между Доном Ширли и Тони Липсом продолжалась на протяжение десятилетий после описанных в фильме событий (это, скорей всего, совпадение, но умерли они с интервалом в три месяца один от другого). А даже если авторы сценария отступили от реальности больше, чем это принято в такого рода фильмах, идея картины ставит его выше, чем другие "черные" фильмы, получавшие номинации на премию Американской киноакадемии.
Плюсы фильма практически точно можно определить по тем номинациям и наградам, который он получил: сценарий, игра актеров, режиссура, монтаж. Только мне по игре Виго Мортинсен понравился больше, чем получивший Оскара Махершала Али.
Фильм по стилю ближе к интеллектуальному и психологическому кино, лирическая линия в нем минимальна, а остросюжетности и вовсе на донышке, поэтому, естественно, рекомендуется он любителям серьезного кино. Но зато рекомендуется настоятельно :).