Режиссер Михаэль Ханеке
В главных ролях: Жюльет Бинош, Тьерри Нёвик, Йозеф Бирбихлер, Александр Хамиди, Маймуна Хелен Диарра, Она Лу Йенке
Драма совместного производства Франции, Австрии, Румынии и Германии. На фестивале в Каннах фильм был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь", а также получил Приз Экуменического жюри.

[ Сюжет]Жан, сын французского фермера, не желающий принимать на себя ответственность за хозяйство, приехал тайком от отца в Париж, где живет его старший брат Жорж, фотограф по профессии. На его звонки никто не отвечал, а код к двери подъезда оказался изменен, и он вынужден был ждать, пока из дома не вышла Анна - подруга Жоржа. После короткого разговора она дала Жану код к двери и отправила его отдыхать, но до дома тот не дошел: в расстройстве от своих проблем он бросил нищенке на улице вместо денег мусор, что не понравилось прохожему - сыну иммигрантов из Африки. Амаду, как звали этого парня, остановил Жана и потребовал, чтобы он извинился перед женщиной. Слово за слово, дошло до драки и появления полиции. Женщина, с которой все началось, хотела уйти, но ее тоже остановили. В результате Жана отпустили с Анной, Амаду тоже вернулся домой, но после более продолжительного и болезненного пребывания в участке, а нищенку - румынку Марию - выслали из страны, так как она находилась во Франции нелегально.
Далее фильм рассказывает отдельные истории героев: Анна снимается в новом триллере; Жорж ездит из одной горячей точки в другую; Жан на какое-то время возвращается на ферму, и даже вроде налаживает отношения с отцом, но его хватает ненадолго; Семья Амаду крутится в кругу своих проблем; Мария приезжает в родную деревню, где жители строят себе большие дома, и где она участвует в свадьбе родственников до того, как снова нелегально отправляется в Париж. Где в итоге она, не найдя работы, снова пытается устроиться на все том же углу...
Интересный многослойный фильм, в котором помимо "внешних" сюжетов с историями персонажей присутствует сложный смысловой слой. Собственно фильм начинается и заканчивается сценами, не связанными с основными персонажами: глухонемые дети играют в "крокодила". И эти сцены служат подсказкой: фильм кроме всего прочего говорит о сложностях коммуникации между людьми, о проблемах в взаимопонимании.
Говорят, что создания фильма началось с того, что Жюльет Бинош связалась с Михаелем Ханеке и выразила желание сняться в его фильме. В общем не удивительно, что линия её героини оказывается центральной. И столь же ожидаемо её игра производит самое сильное впечатление. По ходу фильма она несколько раз создавала у меня ощущение непонимания: что происходит на экране? Сцены, в которых её героиня играет в фильме вписаны так, что мне требовалось время, чтобы разобраться, где там Анна, а где - персонаж Анны в "фильме в фильме". А то, как были расставлены эти сцены, вызвало у меня ассоциацию с Irréversible, только картина Гаспара Ноэ вышла двумя годами позже, так что я не исключал вероятность того, что Ноэ позаимствовал идею в Ханеке.
Резюме: не шедевр, но интересный фильм, подходящий для любителей интеллектуального и кино и социальной драмы. Рад, что в очередной раз обратил внимание на работу Ханеке.