?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Imitation of Life (1934)
Режиссёр Джон М. Стал
В главных ролях Клодетт Колбер, Уоррен Уильям, Луиз Биверс

Драма по одноименному роману Фанни Хёрст. Три номинации на "Оскара"

[Сюжет]Би Пуллман унаследовала бизнес от умершего мужа - продажу кленового сиропа. Дела идут не очень, и случайное знакомство с чернокожей Делайлой Джонсон стало подспорьем для Би: Делайла практически за еду и жилье помогает Би с хозяйством и присмотром за дочкой - Джесси. У самой Делайлы дочь примерно того же возраста, у Пеолы очень светлая кожа - от её отца.
Би понравились оладьи, которые Делайла делает по рецепту, передаваемому в её семье, и однажды она задумала новый бизнес: ресторан, в котором Делайла будет стряпать оладьи на глазах у клиентов. Пробивные способности Би помогли её реализовать задумку даже при том, что у неё практически не было начального капитала, с долгами она смогла расплатиться за пять лет. Делайла, несмотря на то, что ей отходит двадцать процентов от прибыли, предпочитает оставаться на положении экономки при Би.

Бизнес Би и Делайлы вышел на новый уровень: они стали продавать готовую смесь для оладий, чтобы любая хозяйка могла испечь их дома. На одном из приёмов в их дома Би знакомится с ихтиологом Стивом Арчером, с которым у нее начинается роман.
Пеола с детства ощущает дискомфорт от своего двойственного происхождения, даже Джесси, с которой она вместе росла не удерживалась от напоминания, что Пеола - "черна". В школе девочка пыталась скрывать от белых одноклассников своё происхождение, а когда выросла, стала все больше отчуждаться от своей матери. Когда Пеола однажды скрылась от неё, Би отправилась на поиски, попросив Стива побыть с вернувшейся из колледжа на каникулы Джесси, чтобы подготовить ту к тому факту, что Стив и Би собираются пожениться. Стив оказался слишком успешен в расположении девушки к себе: Джесси влюбилась в него.
Тем временем Пеола всерьез рассорилась с матерью и потребовала, что бы Делайла оставила её в покое и не искала её больше. Вернувшись домой Делайла слегла...



Очень хорошее кино, в котором переплетается несколько разных тем. Прежде всего, конечно, положение афроамериканцев, отношение к ним "белой" Америки и их отношение к самим себе. Пеола, стыдящаяся матери, Делайла, которая даже разбогатев, прячется в тени "хозяйки". Откровенного расизма со стороны белых персонажей в фильме не демонстрируется, но сегрегация в обществе очевидна. Интересно, что главным "действующим" лицом в фильме является Би Пуллман, а центральным сюжетом де факто оказываются отношения матери и дочери - Делайлы и Пеолы. А гендерная и мелодраматическая линии отходят на второй план, особенно со столь торжественным и драматическим финалом фильма. То же касается актеров: зрители шли на блистательную Клодетт Колбер, а между тем Луиз Биверс сыграла на много интереснее и выразительнее её, да и Фреди Уошингтон в роли Пеолы смотрится очень хорошо, только роль у неё меньше по размерам.


Imitation of Life (1959)
Режиссёр Дуглас Сёрк
В главных ролях Лана Тёрнер, Джон Гэвин, Хуанита Мур, Сьюзан Конер, Сандра Ди

Мелодрама по одноимённому роману Фанни Хёрст.

[Сюжет]Новая экранизация отличается от романа в еще большей степени, чем первый фильм: изменения начинаются уже с имен и профессий героев. Лора Меридит - провинциальная актриса, которая после смерти мужа приезжает с дочкой Сьюзи в Нью-Йорк, чтобы попытаться пробиться на Бродвей.

На пляже она случайно знакомится с чернокожей Энни Джонс и её дочкой Сарой-Джейн, а также с фотографом Стивом Арчером. Увидев, что Энни некуда идти, Лора приглашает её к себе, в сравнительно небольшую квартиру, и отдает её маленькую комнату (фактически - кладовую при кухне). Многочисленные попытки найти работу долгое время не дают результатов, и даже в такой ситуации Лора не соглашается на недвусмысленное предложение известного агента Аллена Лумиса: карьера в обмен на соответствующее отношение к нему и другим "полезным" людям. Стив Арчер сделал Лоре предложение, и она была склонна дать согласие, но внезапно Лоре повезло: её заметил в рекламе режиссер из бродвейского театра. После того, как она проявила характер на репетиции, её отношения с автором пьесы - набирающим популярность драматургом Дэвидом Эдвардсом начали выходить за рамки чисто рабочих, а со Стивом она рассталась, так как он не хотел, чтобы его жена работала, тем более - в театре. Премьера спектакля сделала Лору звездой.
Несколько лет Лора блистала на сцене, Энни и Сара-Джейн по-прежнему жили с ней и Сьюзи, теперь - в роскошном дома. Отношения с Эдвардсом оборвались, когда она решила, что её нужен перерыв в работе в театре. Сьюзи, для которой у матери вечно не хватало времени, только успела обрадоваться, что теперь они чаще будут вместе, когда Лора получила предложение сыграть в фильме известного итальянского режиссера...

А отношения между Энни и Сарой-Джейн развиваются примерно по тому же сценарию, что и в первом фильме: девочка не хочет, чтобы окружающие видели её как "черную", она скрывает свою мать от знакомых, её страдания обостряются, когда её бросил, узнав, что она - "нигро", её белый бойфренд. Сара сбегает из дома как раз в тот момент, когда Лора планирует отправиться в Италию...



По сравнению с первым фильмом очень сильно смещены акценты. Расовая тема ослаблена и обострена одновременно: перед Энни не возникает вопроса о смене статуса, зато Сара-Джейн сталкивается с расизмом в его худших проявлениях. Добавлена тема отношений вечно занятой матери и ищущей её любви дочери. Намного серьезнее - и отчасти ближе к сегодняшним голливудским реалиям - развита тема сексизма. Фильм играет на слом шаблона, что "жена должна быть домохозяйкой", чего в явном виде на упоминалось в первом фильме. И что более интересно: прямо говорится о мужском засилье в театральной среде, Лумис выглядит как некий прообраз Вайнштейна, и главная героиня, даже пробившись через установленную для начинающих актрис преграду, с тем же самым Лумисом, от которого она первоначально ушла, хлопнув дверью, став звездой, устанавливает близкие рабочие отношения.
По игре актеров ситуация сходня с первым фильмом: для привлечения зрителей используются белые "звёзды", при этом актрисы на "вторых" ролях показывают интересную, заслуживающую внимания игру.


Резюме: первый фильм не лишен традиционных для Голливуда тридцатых недостатков, но плюсы, особенно реализация центральной темы сюжета, все перекрывают. Второй в чем-то слабее первого, в чем-то его превосходит, по сумме на мой вкус уступает, но немного.
Оба фильм рекомендуются поклонникам старого американского кино - ради тематики и актрис.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
romashka_biser
Aug. 6th, 2018 07:26 pm (UTC)
С днем рождения! Спасибо за интересные рецензии :)
a_garvey
Aug. 6th, 2018 08:31 pm (UTC)
И вам спасибо :)
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser