?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кинодневник. "Был отец"

Chichi ariki (父ありき) (1942)
Режиссёр Ясудзиро Одзу
В главных ролях Тисю Рю, Сюдзи Сано

Японский черно-белый фильм, один из относительно ранних фильмов "семеной" серии Одзу

[Сюжет]Сюхэй Хорикава - учитель математики, вдовец, воспитывающий сына. Однажды, когда во время экскурсии один из его учеников тайком с приятелями отправился на лодке плавать по озеру и утонул, когда лодка опрокинулась, Хорикава обвинил в гибели мальчишки себя, оставил работу в школе и уехал в провинциальный городок, где он провел детство. Чтобы обеспечить своему сыну Рёхею возможность получить хорошее образование, Сюхэй отдает его в школу-интернат, а сам едет в Токио, где можно найти более высокооплачиваемую работу. После окончания школы Рёхэй учится в университете - и вновь они живут в разных городах. После получения сыном диплома Сюхэй продолжает настаивать, чтобы сын выбирал работе пусть вдалеке от него, зато с лучшей зарплатой...
За все годы, во всех разговорах с сыном до самой своей смерти Сюхэй так и не понял, что сыну больше всего быть рядом с ним...

В этом фильме на обычную для картин Одзу тему отношений между родителями и детьми (отцом и сынов в данном конкретном случае) сюжет выглядит проще и прямолинейнее, чем в его более поздних и более известных фильмах. А попытка охватить длинный отрезок времени из жизни героев приводит к пунктирному повествованию с разделенными во времени сценами. С учетом идеи фильм это почти неизбежно, другим решением могла бы быть только концентрация основного сюжета в "позднюю" часть фильма с длинными флэшбеками - воспоминаниями, но такой стиль, видимо, в японском кинематографе того времени был бы слишком смелой новацией.
Интересный факт: да факто Одзу снимал этот фильм в условиях цензуры наоборот: во время войны от кино требовалось показать дух единства народа и уверенность в победе. Одзу же свел присутствие милитаризма в картине к абсолютному минимуму: еще чуть меньше, и у него могли бы возникнуть проблемы. Если не знать, что фильм вышел в 1942-ом году, в разгар сражений на Тихом океане, можно было бы подумать, что фильм повествует о мирных временах с некоторым отражением реалий того времени.
Что еще? Камера привычно для фильмов Одзу снимает с нижней точки - с уровня головы сидящего на земле человека. Как обычно в фильме интересно наблюдать малоизвестную нам жизнь Японии. - от бытовых деталей до социальных реалий и традиций.
Один из любимых актеров режиссера - Тисю Рю - без проблем играет стареющего героя, и ощущения состаривающего грима совершенно не возникает.
Мне фильм понравился. Правда, мое впечатления могли бы, наверное, быть другими, если бы я не видел других фильмов Одзу и не привык к его стилистике: ни на европейское, ни на массовое американское, ни даже на современное японское кино работы Одзу не похожи. Относительно близкими могут выглядеть некоторые западные "камерные" фильмы, являющиеся экранизациями театральных пьес (например - Fences Дензила Вашингтона), но и там драматизм более выражен и прозрачен, чем у Одзу. И, пожалуй, именно любителям "театра на экране" эту картину Одзу (как, впрочем, и другие) я бы порекомендовал посмотреть.

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser