Режиссер Марта Месарош
В главных ролях Каталин Берек, Дьёндьвер Виг, Питер Фрид, Ласло Сабо
Венгерский черно-белый фильм, драма, получившая "Золотого Медведя" Берлинского кинофестиваля. Я познакомился с фильмом в рамках кинорулетки по венгерскому кино.
[ Сюжет]Ката Кшентеш - сорока трех летнаяя вдова, работающая на мебельной фабрике. После смерти матери она живет одна в собственном доме в деревне. У неё есть любовник - женатый мужчина с двумя детьми. Ката хотела бы родить от него ребенка, но он категорически не хочет усложнять жизнь.
Неподалеку от деревни, где живет Ката расположено заведение для девочек-подростков, полу интернат, полу детдом. Репутация у воспитанниц этого заведения не самая лучшая, у многих из них действительно сложные характеры - и еще более сложные судьбы. Одна из девочек/девушек - Анна Балинт, попросила Кату предоставить её возможность встречаться в её доме с её парнем. Поначалу Ката отказала, а позже, пообщавшись с подругой Анны и ближе приняв к сердцу их судьбы, Ката решила встретиться с девушкой снова. Анна пришла к ней, в очередной раз сбежав из интерната, чтобы встретиться со своим парнем, который должен был приехать на другой день. Анну должны были перевести в другое место, она же сама хочет выйти замуж, и "жених" хочет того же. Только для несовершеннолетней Анны для этого нужно получить согласие родителей и директора интерната.
Ката, проникшаяся к девушке симпатией и поделившаяся с ней собственными проблемами, решает сделать все возможное, чтобы помочь Анне...
До выхода фильма "Москва слезам не верит", в котором будут подняты некоторые темы, присутствующие и в "Удочерении", было пять лет. В советском кино ничего подобного в то время представить еще было невозможно - связь с женатым любовником, эротика с обнаженкой, в большом количестве брошенные родителями дети, положительная героиня, делящая с несовершеннолетней сигареты и бренди и позволяющая её встречаться в её доме с любовником - полная аморальщина :). С другой стороны - не думаю, чтобы у этого фильма были шансы на призы на фестивале вне социалистического лагеря - даже в Голливуде после отмены кодекса Хейса успели вывернуть наружу и показать все, что только можно, а Европа и вовсе не испытывала проблем с обсуждением проблем такого рода. К тому же снята картина скорее в телевизионной манере, чего-то выдающегося в работе оператора я не увидел.
Что понравилось: игра Каталин Берек и Дьёндьвер Виг. Берек мне и внешностью и игрой напомнила Софико Чаурели (хотя её лицо, возможно, не столь выразительно, как у грузинской звезды). Она совершенно естественно выглядит в своей роли, "живет" в ней - без напряжения и наигранности. И просто мимикой, выражением лица позволяет зрителям почувствовать, понять её мысли.
После того, как я заглянул в статью Вики о режиссере фильма - Марте Месарош - стало понятно ощущение узнавания о картины. Дело в том, что кинообразование Месарош получила во ВГИКе. И по манере - по крайней мере в этом фильме - я сравнил бы её с Шепитько и Муратовой. Плюс надо отметить, что вряд ли такой фильм как "Удочерение" смог бы снять режиссёр - мужчина, всё же и по тематике, и по ощущениям - это очень "женское" кино.
Дополнительный плюсик фильму я еще ставлю за фактически открытый конец - отказ от утверждения, что героиня молодец и все сделала правильно, приближает картину к реальной, лишенной однозначности жизни.
Резюме: если отвлечься от технического уровня - хорошая психологическая драма с уклоном в социологические проблемы. Не шедевр, но и не потеря времени. Полагаю, что может понравиться многим из моих френдов, интересующихся серьезным кино.
Update: Проверил, что у меня еще было из венгерского кино. Вот что нашел:
Saul fia (2015)
A torinói ló (2011)
Sátántangó (1994)
Werckmeister harmóniák (2000)
Sunshine (1999) Иштвана Сабо я, видимо, посмотрел до того, как начал свой кинодневник, поэтому отзыва на фильм у меня нет. Скажу просто, что он мне понравился, и на IMDB я ему поставил 8 из 10.