?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После успеха "Триумфа воли" Лени Рифеншталь досталось делать фильм об олимпийских играх 1936-го года в Берлине. Фильм тоже должен был стать пропагандой нацизма, насколько это получилось - вопрос спорный.
Собственно фильм состоит из двух частей:
Olympia 1. Teil - Fest der Völker (Олимпия, часть 1 - фестиваль наций)
(Олимпия, часть 2 - Фестиваль красоты)
Первая часть начинается со вступления - очень поэтичного перехода от древней Эллады к современному спорту, с видами руин, с "оживлением" античных статуй спортсменов, зажжением олимпийского огня и эстафетой.
Открытие игр - одна из сцен, где нацистская символика присутствует в наибольшей степени, в том числе в очень спорной сцене на параде, где несколько команд прошли мимо трибун подняв руки в чем-то напоминающем нацистский салют. Представители этих стран часто утверждают, что это просто внешне похожий олимпийский салют, но тут проблема в том, что остальные команды почему-то этого салюта не демонстрировали.
Еще интересный факт: кажется, все команды шли на параде строго рядами, маршируя в ногу. Интересно, начиная
с какой Олимпиады на открытии перешли в нынешнему расслабленному прогулочному шагу? :)
Остальная часть первой серии фильма полностью посвящена легкой атлетике. Естественно показаны игры в "конспективном" стиле, тем не менее похоже, что все самое интересное было включено - включая выступления всех победителей и финальные забеги во всех видах программы. Что мне показалось интересным:
- победа Джесси Оуэна на 100 метрах - после полуфинала был слышен свист с трибун, после финала раекция была более нейтральной, если не сказать положительной.
- в прыжках в высоту, если я правильно понял, была не нынешняя система с тремя попытками на каждой высоте, а ограничение на общее количество попыток.
- матов для прыгунов не было, в том числе для прыгунов с шестом
- в высоту прыгали "ножницами", но у некоторых спортсменов, прежде всего - американских, техника отличалась от той, которой нас учили в школе.
- неожиданно среди лидеров в беге на средние и длинные дистанции были финны и японцы
- в эстафете четыре по сто у женщин на последней передаче немки уронили палочку и тем самым упустили победу
- в марафоне победитель предыдущих игр слишком резво взял со старта и в итоге сошел с трассы.

Вторая серия фильма, в которую Рифеншталь втиснула все остальные виду спорта, тоже начинается со встепления. Первыми на экране появляются бегуны на тренировке, потом - они же, но уже в бане, с вениками. Да-да, парятся они как в обычной русской бане, поддавая пару и прыгая прямо с порога бани в озеро.
Обнаженные спортсмены в бане сменяются спортсменами отдыхающими и тренирующимися, а уже затем собственно начинается череда фрагментов соревнований по разным видам спорта. Вошло не все, и в версиях фильма для разных стран были включены разные фрагменты - с победителями из соответствующих стран.
Самая красивая часть второй серии - прыжки в воду. Конечно, по сложности и уровню исполнения атлетам 36-го года очень далеко до нынешних, зато в показе прыжков Рифеншталь сосредоточилась на том, чтобы показать полет спортсменов максимально красиво. Ни имен спортсменов, ни объявления победителей - просто прыжки. На тех, кто увидел этот вид спорта впервые, эта часть фильма должна была произвести незабываемое впечатление.
Такой же подход был применен к фехтованию: ради эффектности Рифиншталь выбрала показывать не спортсменов, а их тени. Получилось необычно и красиво.
Лично для меня сюрпризом оказалось то, как выглядело в то время современное пятиборье. Прежде всего: участвовали в нем практически только военные, и объявляли их не просто по фамилии, а еще и по званию. И организовывала соревнования армия: солдаты и офицеры в форме (и даже, кажется, при оружии), связь во время кросса и конной части турнира поддерживалась армейскими радистами. Кстати о конном спорте: полоса препятствий шла не на чистенькой и сравнительно безопасной площадке, а по полям и лесам. И некоторые препятствия (ров с барьером на дне, расположенный за другим барьером "бассейн" в метр с лишним глубиной) преодолели чисто буквально считанные единицы.
Соревнования по гимнастике проходили под открытым небом. В помещении вообще мало что проводилось, разве что бокс, и то не уверен.
Соревнования по парусному спорту проходили в Киле, и в кадр попал немецкий корабль (я не специалист, но кажется это был крейсер).
Впечатляюще показаны соревнования по велоспорту, я вообще не представляю, как было возможно снять некоторые ракурсы. По-моему Рифеншталь все же вставила в фильм некоторое количество фрагментов, снятых вне соревнований - до или после. Зато красиво :). Вторая часть "Олимпии", как я уже несколько раз подчеркнул, в очень значительной степени сосредоточена на красоте, что и отображено в названии серии.


Появление в кадре нацистских флагов и персонально Гитлера, конечно, раздражает. С другой стороны снять фильм о берлинской Олимпиаде совсем без них было невозможно, и я считаю, что фильм получился пропагандой спорта, а не нацизма. И смотреть фильм вполне можно получая удовольствие от работы операторов и режиссера, или, если кому-то большее интересна фактическая сторона фильма - всматриваясь в детали и выискивая интересные кадры.
В общем, если вам предоставится такая возможность, обязательно посмотрите "Олимпию". Фильм заслужено относится к золотому фонды кинематографа.

В тот же год зимняя Олимпиада прошла в немецком Гармиш-Партенкирхене. О зимних играх тоже был снят фильм:
Jugend der Welt. Der Film von den IV. Olympischen Winterspielen in Garmisch-Partenkirchen (Юность мира. Фильм о четвертых зимних олимпийских играх в Гармиш-Партенкирхене). Режиссеры фильма - Херберт Бригер и Карл Юнгханс. Фильм, наверное, совсем не плох для того времени, но смотреть его после работы Рифеншталь... Может быть и техническая база была послабее, может быть фильм хуже сохранился. Операторы старались - это видно, есть и интересные ракурсы, и приемы съемок, только это, конечно, не "Олимпия" :). И поэтому было легче сосредоточится собственно на особенностях соревнований.
Вместо биатлонной эстафеты была гонка патрулей (историки спорта в курсе). Фигуристы катались на уровне хороших любителей (которыми они, скорее всего, и были). Горнолыжники как минимум частично соревновались на склоне с деревьями (ага, слалом между ёлок). Прыгуны с трамплина забавно махали руками - почти птички :). Бобслеисты на особо сложных поворотах вылетали их саней, и не удивительно - бобы были не закрытыми, как сейчас. А трасса была такой, что по меньше одна команда вылетела за борт - наверняка не обошлось без травм.

В отличие от "Олимпии" "Юность мира" кино скорее хроникальное, и смотреть его имеет смысл как исторический документ, а не как произведение киноискусства.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
rioman
Apr. 19th, 2018 06:47 am (UTC)
Ну так пятиборье до 1948 года было офицерским и к нему допускались только офицеры :)
beldmit
Apr. 19th, 2018 09:49 am (UTC)
анархистских флагов?
a_garvey
Apr. 19th, 2018 10:18 am (UTC)
Это у меня уже перед сном контроль терялся :)
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser