?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лени Рифеншталь - гений документального кино, попавшая в жернова истории. Никто, правда, не вспоминает, что она снялась в нескольких фильмах в главных ролях, и что до документального кино она сняла игровой Das blaue Licht. Для большинства она ассоциируется с нацистской пропагандой - "Триумфом воли".
О том, что она была выдающимся режиссером, я слышал давно (кто из интересующихся историей кино не слышал этого?), а посмотреть её фильмы получилось только сейчас. Начал смотреть я их с "Олимпии", а рассказ поведу в хронологическом порядке. Соответственно, начну с "Триумфа воли"
Triumph des Willens (1935)
Режиссёр Лени Рифеншталь
Пропагандистский фильм, показывающий съезд нацистской партии в Нюрнберге в 1934-ом году.
Рифеншталь на самом деле сняла еще один фильм годом ранее - о нацистском съезде 1933-го года, но после "ночи длинных ножей" фильм "Победа веры" стал неприемлемым: в нем рядом с Гитлером повсюду был Эрнст Рём, лидер SA, уничтоженный перед съездом 34-го года. Перед началом съемок нового фильма Гитлер дал Рифеншталь карт бланш, который не сработал лишь однажды: не знавшие о её полномочиях охранники не подпустили оператора к самолету Гитлера в аэропорту Нюрнберга. В остальных случаях тщательная и массированная подготовка принесла свои плоды: фильм впечатляет даже в сейчас, когда зрители помнят, к чему в итоге нацисты привели свою страну и всю Европу. По ходу у меня возникло ощущение, что идеологические задачи скорее мешали Рифеншталь снять фильм настолько эффектно, насколько она хотела бы: набор обязательных к включению в фильм выступлений всяческих министров смотрится посредственно, а речь Гитлера перед SA явно вставлена по сугубо тактическим причинам. Эта сцена, кстати, вообще показательна с точки зрения историков нацизма: в ней четко видно, что рёмовские штурмовики еще представляют большую силу благодаря массовости, но центральную позицию уже занимает SS - пока еще личная охрана Гитлера. И это же распределение видно в сцене парада по улицам Нюрнберга: первыми идут штурмовики, а завершают парад эсэсовцы, в которых уже виден лоск и вымуштрованность.
Возвращаясь к структуре фильма: Рифеншталь очень четко выстроила его по нарастающей от спокойных сцен подготовки съезда через обязательную программу мероприятий, включая целый ряд митингов и парадов, а также несколько явно срежиссированных сцен к финальной речи Гитлера на закрытии. Добавьте к этому большое количество умело сделанных эффектных кадров и тщательную редактуру, и в итоге получаем один из самых известных образцов пропагандистского документального кино. И на протяжение десятилетий этот фильм оказывал влияние на другие картины - от диснеевских мультиков до клипов Пинк Флойд и фантастики Пола Верховена.

То, что этот фильм теперь доступен к просмотру, наверное все же хорошо. Рекламировать его ни к чему - Риценшталь слишком качественно сделала агитацию за нацистов. Но историкам и изучающим кинематограф его посмотреть полезно. Всем же остальным если его и показывать, то лучше в сочетании с другими фильмами, например - с "Обыкновенным фашизмом" Михаила Ромма.



Tag der Freiheit - Unsere Wehrmacht (1935)
Этот получасовой фильм вышел через год после "Триумфа воли", он показывает показательные маневры немецкой армии во время следующего съезда нацистов в Нюрнберге. В "Триумфе ..." армия показана минимально, там большая часть времени посвящена вооруженным отрядам партии, и это не понравилось генералитету. Менять свой фильм Рифеншталь оказалась, зато согласилась снять отдельный специально об армии. На мой вкус фильм совсем не так эффектен (хотя в нем есть интересные кадры, в частности - проезд танка над кинокамерой - потом аналогичные сцены снимали все, кому не лень). И не очень понятно, почему фильм назван "Днем свободы". Разве что как намек на то, что Германия освободила себя от наложенных после поражения в Первой Мировой ограничений на вооруженные силы? В показанных фильмах учениях мелькает танк того типа, который Германии вроде как принимать на вооружение запрещалось.
Фильм для обычной публики интересен значительно в меньшей степени, чем другие работы Рифеншталь. Полагаю, что едва ли не единственные, кому он может прийтись ко двору, это историки вооружений и армий.


Продолжение следует

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser