Гарвей (a_garvey) wrote,
Гарвей
a_garvey

Category:

Кинодневник. "Человек из железа"

Czlowiek z zelaza (1981)
Режиссёр Анджей Вайда
В главных ролях Ежи Радзивилович, Кристина Янда, Мариан Опаня

Политическая драма по мотивам событий 1980-го года в Гданьске, сиквел фильма 1977-го года "Человек из мрамора". Фильм получил "Золотую Пальмовую Ветвь" в Каннах.

[Сюжет]Лето 1980-го года, на гданьской судоверфи идет забастовка. Чтобы собрать компромат на лидера забастовочного комитета Мачея Томчика в Гденьск отправляют радиожурналиста Винкеля. В городе ону него есть знакомые, в том числе - жена Томчика Агнежка, которую задержала полиция. Более того, за несколько лет до этого Винкель подготовил материал об отце Томчика - Матеуше Биркуте, убитом во время разгона забастовки 1970-го года. Винкеля знакомят с десье на Мачея, обеспечивают машиной, деньгами и гостиницей. Его задача - встречаться с людьми, знающими Томчика, под предлогом сбора материала для статьи и доставить для ГБ информацию, которая могла бы быть использована для компрометации Мачея.
В общении с разными людьми - однокурсником Томчика, пенсионеркой, помогавшей ему в самое тежялое время, с Агнежкой - бывшей журналисткой, познакомившейся с будущим мужем во время попытки снять фильм о его отце. И чем больше Винкль узнавал о своем "герое", тем меньше у него было желания помогать своим начальникам. Держало его только то, что на него у ГБ тоже имелось досье...

Рискну предположить, что в решении наградить фильм Вайды у жюри каннского кинофестиваля было больше политических резонов, чем собственно кинематографических. Конечно, фильм снят очень профессионально, опыт у Вайды все ж таки был большой, только сюжет у фильма очень прямолинеен, направление развития характеров очевидно с самого начала. И уже тем более нет никакой интриги в отношении политических событий: за несколько месяцев со времени забастовок до выхода фильма на экраны люди еще не успели забыть даже новостные репортажи их Гданьска.
Безусловно в плюс фильму разве что игра Мариана Опаня в роли Венкеля, самое интересное - ощущения героя, его чувства - он сумел передать без слов, мимикой и движением тела. Положительные персонажи выглядят большей частью достоверно, с ними проблем нет, зато персонажи отрицательные у Вайды какие-то картонные, ни игрой, ни мотивированностью поступков они не отличаются.
Резюме: фильм больше публицистический, чем художественный. Годится как исторический документ, свидетельство эпохи, и вне контекста мне интересным не кажется.
Tags: Кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment