Режиссёр Луис Бунюэль
В главных ролях Фернандо Рей, Катрин Денёв, Франко Неро
Драма по одноименному роману Переса Гальдоса.
[ Сюжет]После смерти отца 19-летняя Тристана переезжает в дом своего опекуна - дона Лопе Гарридо. Пожилой ловелас сначала обращается с ней как с дочерью (и ради того, чтобы одеть её в соответствии со статусом продает кое-что из своих вещей, так как живет он на ограниченную ренту, а работать он не считает достойным), но потом делает её своей любовницей - и Тристана не выражает большого недовольства. Через два года Тристана встретила в городе приезжего художника - Орасио Диаса, с которым у неё завязывается роман. Тристана уезжает из города с Орасио. Через несколько лет Тристана неожиданно возвращается в Толедо: она тяжело больна и не надеется выжить. Она просит дона Лопе взять её обратно а его дом - они предпочитает умереть тут. Но усилиями врачей она выживает, лишившись только ноги. Дон Лопе разбогател, получив наследство. Тристана соглашается выйти за него замуж, только после свадьбы "новобрачный" обнаруживает, что они поменялись ролями: теперь он оказался сентиментальным влюбленным, а когда-то наивная и невинная Тристана стала ценичной и холодной хищницей...
Бунюэль работал над экранизацией романа Гальдоса двадцать лет, причем высоко ценя писателя, режиссер конкретно эту книгу считал неудачной. Видимо поэтому он сильно изменил сюжет второй половины картины.
С экранизациями крупных литературных форм часто (даже почти всегда) происходит одна и та же история: для того, чтобы уложиться в хронометраж, создатели фильмов вынуждены сокращать оригинальный сюжет. Данного романа я не читал, только похоже, что и Бунюэль не избежал "резки" текста: действия на экране развивается "пунктиром", пропущенные сцены зрителю остается только додумывать.
В целом фильм выглядит как обычная драма об отношениях, без характерных для наиболее известных работ Бунюэля элементов сатиры и абсурда. Режиссер все еще рассматривает общество, но на этот раз - через его влияние на конкретных людей, показывая героев в динамике изменения их характеров.
В центральных ролях в фильме - интернациональное трио: один из традиционных актеров Бунюэля Фернандо Рей, француженка Катрин Денёв и итальянец Франко Неро. Денёв и Неро фактически были навязаны режиссёру студией, тем не менее их работой он был вполне удовлетворен, а зрители от такого кастинга безусловно выиграли. Как мне кажется с другой актрисой в роли Тристаны фильм был бы не так интересен.
Резюме: не самый интересный фильм Бунюэля, который все же имеет смысл посмотреть и ради актеров, и ради режиссера.