Режиссёр Кристиан Петцольд
В главных ролях Нина Хосс, Рональд Церфельд
Немецкая драма по мотивам романа французского писателя Юбера Монтейе «Восстание из пепла» (фр. Le Retour des Cendres, 1961). Пятый из семи фильмов Петцольда с Ниной Хосс.
[ Сюжет, спойлерно]Нелли Ленц была певицей в Берлине, она выступала вместе со своим мужем - пианистом Джонни (Йоханнесом), после начала охоты на евреев Джонни долгое время удавалось прятать жену. Только в 1944-ом году сначала задержало его, а потом нашло и отправило в Освенцим Нелли.
Чудом выжившая в концлагере Нелли с обезображенным ранением лицом была найдена и привезена обратно в Берлин после войны близкой подругой Леной. Нелли оказалась единственной наследницей солидного состояния - все ее родственники погибли. Лена нашла для подруги хирурга, который взялся восстановить её лицо.
Выживание в лагере и потеря (в буквальном смысле) лица жестоко отразились на характере Нелли и её психическом состоянии.Пытаясь найти себя, она отправилась на поиски мужа, и как не странно нашла его - подавальщиком и разнорабочим в ресторане для американских солдат. Джонни не узнал её, но, отметив сходство с пропавшей женой, решил воспользоваться ситуацией и предложил Нелли аферу: изобразить погибшую по его мнению жену, чтобы заполучить и разделить пополам её наследство. Нелли, вопреки мнению Лены, считавшей, что Джонни предал жену, согласилась. И на протяжение двух недель Джонни делал из "незнакомки" свою жену. Он ничего не заподозрил<, когда Нелли, называвшаяся ему другим именем, в точности воспроизвела свой почерк, только слегка смутился, когда она "случайно" выбирала для остановки памятные для их места. Он ничего не ответил и увел разговор в сторону, когда она прямо спросила, предал ли он свою жену.
А потом было официальное "возвращение", встреча на вокзале с довоенными друзьями и обед, после которого Нелли предложила спеть для друзей. И назвала мужу-аккомпаниатору песню, которую пела раньше. Во время исполнения песни Джонни увидел на руке у жены татуировку - номер, осознал наконец, что все это время учил изображать Нелли саму Нелли, и прекратил играть. Нелли допела а капелла и ушла из дома не оглядываясь на бывших друзей и мужа, который когда-то предал её, а теперь помог обрасти себя.
Очень сильный фильм, во многом - благодаря литературному первоисточнику. Правда по моим ощущениям часть сцен вышла несколько смазанной, возможно режиссер в некоторых случаях пожертвовал ими ради выстраивания основной линии сюжета, а где-то просто не доработал до конца. Зато с актерами, особенно с Ниной Хосс, он поработал хорошо, и ключевые сцены, собственно показывающие этапы восстановления - возрождения из пепла - главной героини, вышли впечатляющими. Концовку так хоть просто ставь в хрестоматии и учебники.
Резюме: кино, интересное для любителей психологической драмы. Не исключаю, что после просмотра возникнет желание познакомиться с романом, по мотивам которого фильм был снят.