Режиссёр Вера Хитилова
В главных ролях Ивана Карбанова, Житка Церхова
Комедия с необычным стилем работы оператора и долей абсурдизма в сюжете.

[ Сюжет]Две девушки - две Марии - решили проводить время так, чтобы получать то, что им хочется, не утруждая себя. Они знакомятся с состоятельными мужчинами, разводят их на обед в дорогом ресторане, а затем избавляются от тех на железнодорожном вокзале. Они устраивают хаос в другом ресторане, так что их вышвыривают за дверь (но перед этим успевают хорошо поесть, выпить и повеселиться). Одна из них устраивает свидание с коллекционером бабочек - на этот раз у него дома.
А потом они пробираются в банкетный зал, подготовленный, судя по всему, для большого начальства, и устраивают себе пир, переходящий в мамаево побоище...
Мне фильм напомнил работы двух мэтров европейского кино - Бунюэля и Гадара. То же безудержное эксперементаторство, те же фантасмогоричные сюжеты, и та же символичность. То, что выглядит на первый взгляд как как дурь двух девушек, не желающих вести нормальный образ жизни, на самом деле - форма протеста, отказ от этой самой "нормальной" жизни. При этом режиссер дал фильму неожиданный финал, который в столь же символической манере выразил, видимо, его взгляд на такую форму протеста. Получилось ярко, непонятно, и крышесносяще.
O slavnosti a hostech (1966) ("О торжестве и гостях")
Режиссер Ян Немец
В главных ролях Иван Выскочил, Ян Клусак, Иржи Немец, Павел Бошек, Карел Мареш, Эвальд Шорм
Черно-белый фильм, аллегорическая драмедия

[ Сюжет]Компания из четырех мужчин и трех женщин устроилась на травке на опушке леса рядом с дорогой. По ходу того, как они подкрепляются, из разговора становится понятно, что они направляются на чей-то день рождения. Закончив "завтрак на траве", они углубляются в лес по то ли плохой дороге, то ли просто тропе. Внезапно из нагоняет группа мужчин, которые сначала просто ведут себя странно - развязно, на грани наглости, а потом просто подхватывают всех попутчиков под руки и выводят на поляну.
Испуганные "гости" стоят посреди поляны, прижавшись друг к другу внутри обведенного вокруг них прямо по земле круга, "конвоиры" расслабленно расположились вокруг них, создавая впечатление "людей в штатском" за работой, а их лидер за принесенным для него столом расположился как следователь на допросе. Только один из "заключенных" посмел "выйти сквозь стенку", что привело к новому фарсу, и только появление именинника спасло от скандала. Степенный и авторитетный, явно обладающий властью мужчина извинился перед гостями за "шутку" своего приемного сына, и вот уже гости сами пытаются сгладить ситуацию, теперь - чтобы не испортить отношения с хозяином торжества. Только один гость после произошедшего не захотел оставаться за столом и тихо ушел, чем оскорбил именинника, и вот уже толпа отправляется на его поиски. Конечно же только для того, чтобы пригласить назад. А ружье и собака ищейка нужны совсем не для того, чтобы его наказать. Наверное...
Жестокая сатира одновременно на конформизм и диктатуру, и одновременно - исследование того, как вроде бы свободные люди сами создают тоталитарное общество. Смотреть в некоторые моменты просто страшно. И открытый конец намекает...
Фильм, который надо показывать чаще, чтобы люди оглядывались на себя.
Чешская Новая Волна - одно из явлений в мировом кинематографе, у которого четка определена "верхняя" граница. Советская власть породила поколение творческих людей, которые хорошо владели эзоповым языком, в середине шестидесятых они почувствовали свободу и стали творить действительно необычные интересные произведения, а потом пришел 68-ой год с советскими танками, и режиссеры Новой Волны оказались под запретом. Кто-то из них приспособился, кто-то уехал из страны, но фильмов, подобных двум их этого поста, в Чехословакии больше не выпускали.