?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Психолого-политическое

Originally posted by art_of_arts at КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ И РОДСТВЕННИКАМИ ИЗ РОССИИ
Психолог Олег Хомяк рассказывает, как в России происходит массовая обработка сознания и дает рекомендации, как общаться с родственниками, друзьями и коллегами – россиянами, чьи мозги взял напрокат Кремль.

В той сложной ситуации, в которой мы сейчас находимся, у нас возникла неожиданная для многих проблема в общении в родственниками, коллегами, друзьями и сотрудниками из России. Почему вроде бы нормальные, адекватные люди ведут себя, как сумасшедшие? И как на это реагировать? Раньше, общаясь с россиянами, мы могли что-то обсуждать, спорить, доказывать, договариваться. Была нормальная коммуникация. Теперь же мы обнаруживаем, что нас просто не слышат. В ответ на любые наши доводы идет какой-то текст, состоящий из набора штампов, причем мы понимаем, что этот посыл – явная ложь. Мы обсуждаем положение дел не в России, а в Украине, но при этом россияне занимают такую позицию, будто лучше нас знают, что у нас здесь происходит.

Я советую, когда такое происходит, переводить внимание собеседника на те безобразия, которые происходят в России – терроризм, воровство, повальное пьянство и т.д. Также можно спросить собеседника о том, почему в России сейчас происходит подъем неонацистских настроений, и как они намерены со всем этим бороться. Это самый простой способ сбить накал.

Почему вдруг с рациональным, взрослым и умным человеком становится невозможно говорить? Здесь уместно было бы рассказать о таком механизме как зомбирование или массовая обработка сознания. Важно помнить, что СМИ в России уже много лет находится под полным контролем государства, они транслируют создаваемую властью единую управляемую идеологию. Есть, конечно, и оппозиционные СМИ, но их прессуют, и чем дальше, тем меньше их становится. Скоро там возникнет единое идеологическое пространство. В России возрождена и восстановлена советская система пропаганды в самых жутких ее формах. Эта пропагандистская машина очень похожа на ту, которая была в гитлеровской Германии, но явно до нее не дотягивает. Тем не менее, система СМИ в России работает очень мощно.

Каким образом происходит зомбирование? У каждого человека есть личное сознательное и подсознательное, наши собственные эмоции, чувства, отношения. Но есть еще и коллективное бессознательное, о котором говорил Карл-Густав Юнг. Оно подразумевает набор одинаковых стереотипов мышления у разных людей, включенных в одну систему. Какие образы возникают в голове у человека, выросшего в СССР, например, у меня, при слове «фашизм»? Первое, что возникает в моей голове – это плакат времен войны, на котором советский солдат протыкает штыком фашиста. Второе – сожженные города и деревни. Дальше – фашисты с закатанными рукавами держат в руках шмайсеры. Еще – песня «Вставай, страна огромная!» Эти картинки содержат сильнейший эмоциональный заряд, тут и страх, и ненависть, и гнев, и презрение и еще много чего.

Коллективное бессознательное содержит образы: смесь из визуальных картинок, чувств, переживаний и звуков. Причем совершенно необязательно, чтобы эти образы соответствовали реальности. Например, в России вполне успешно работает такой образ как «мировая закулиса», который по форме своей абсурден, хотя при этом намекает на что-то конкретное.

Образы могут быть принципиально выдуманными, не связанными с реальностью, но при этом сотканными из элементов реальности. Например, россиянам рассказывают, что в Украине власть захватили бандеровцы и фашисты. Берутся мифические образы «фашистов», «бандеровцев» (тоже очень эмоционально заряженный образ, причем, для Востока и Запада Украины этот заряд диаметрально противоположный) и соединяются с реальным Киевом, русскоязычными гражданами, Майданом Независимости. Все это причудливым образом перемешивается и создается образ хаоса.

Так как мы принадлежим к самым разным системам (родовой, профессиональной, национальной, государственной и т.д.) мы подключается к разным наборам образов, хранящихся в коллективном бессознательном этих систем. Как в фильме «Матрица»: воткнули в затылок шнур и человек видит ту картинку мира, которую ему диктует система. Такими «портами» соединения человеческой психики и системы являются образы. С одной стороны образа (со стороны системы) находится визуальная картинка или стереотип (тот же «фашист», которого я, например, ни разу в своей жизни не видел, как и подавляющее число россиян), а с другой – наши личные эмоции (ненависть, гнев, страх, жажда справедливости и т.д.) И вся личная энергетика человека направляется на реализацию этого системного образа. То есть чувства и силы многих россиян теперь активно направлены на борьбу с фашизмом в Украине, хотя в их жизни есть множество проблем, с которыми следовало бы побороться.

Включаясь в систему (для большинства людей это происходит бессознательно и неконтролируемо), мы принимаем эти образы и сопереживаем их. У взрослых россиян таких исторически сформированных образов предостаточно, взять хотя бы идеологические образы, созданные в советское время. При этом нужно понимать, что была реальная война, с ее ужасами и жертвами и был ее образ, созданный в нашем коллективном бессознательном. Это разные вещи. Но обычный человек не различает образ выдуманный и образ наблюдаемый. Он воспринимает любой образ как правду. Если тот не слишком фантастичен. Хотя иногда даже слишком фантастические образы принимаются за правду. Вспомните хрестоматийный пример, как радиопостановка по книге Герберта Уэллса «Война миров» вызвала панику среди населения. Если я, вы, еще кто-то начнет сейчас убедительно рассказывать о встрече с чупакаброй, через некоторое время этот зверь перестанет быть фантастическим в восприятии слушателей. Люди не отличают образы, полученные из собственного опыта, от образов, полученный из системы. Простой пример. Все мы уверены, что знаем, как выглядит Солнечная система: посредине Солнце, вокруг которого крутятся по своим орбитам планеты. Но разве кто-то из нас видел это своими глазами? Мы видели картинку из учебника и приняли ее на веру. Если это понять, то обнаружится, что у нас нет другого подтверждения существования Солнечной системы, кроме этого образа из учебника. Значительная часть наших знаний о мире – это такие картинки, не полученные из собственного жизненного опыта.

Благодаря тому, что мы живем на одной территории, вращаемся в одном сообществе, а, значит, присоединены к одной общей системе, мы «заглатываем» одинаковые или похожие образы, и это позволяет нам общаться, как бы понимая друг друга. Если говорить о мышлении, то не столько человек мыслит, сколько система мыслит через человека. Система загрузила в нас какое-то количество образов и теперь все наше осмысление действительности идет через эти образы. То есть процесс мышления – это не личный процесс, а системный.

Итак, что же произошло в России? Путин начал активизировать и актуализировать определенный набор образов: в первую очередь, образ фашизма (россияне реагируют так, будто фашизм стоит у их границ) и, конечно же, идеи советского героизма. Здесь уместно вспомнить праздник День Победы. Этот праздник, кроме того, что отражает реальный процесс – победу СССР над Германией, еще имеет мощную идеологическую нагрузку. Это праздник, призванный ежегодно поддерживать настроение победителя. После Победы прошло 70 лет. За эти годы было проиграно и упущено немало, была проиграна холодная война с Западом (СССР рухнул, экономика России теперь – сырьевая). Но праздник продолжается и люди продолжают жить с ощущением победы. Сейчас в России уже не столько вспоминают погибших в этой страшной войне (что стоило бы делать), а наслаждаются шовинистическим чувством победителя. Этот день можно было бы сделать днем памяти, днем мира, протеста против воен, но в современной России, которая на самом деле продолжает быть советской, этот праздник продолжает функционировать как способ поднятия героизма.

Россияне – имперская нация, а у всех имперских наций есть постимперский синдром – переживание, мягко говоря, грусти-печали об утерянном величии. Отсюда и День Победы, и прочие праздники, связанные с величием России и русского оружия. Если на это переживание потерянного величия манипулятор накладывает несколько сильно заряженных образов, например, того же фашизма, и указывает, где именно находится этот фашизм (в данном случае – в Украине), то автоматически вся эта сила эмоций поднимается и большая часть российского населения рвется воевать с фашизмом в Украине.

Но эмоции недостаточно поднять, их нужно поддерживать. И начинается апеллирование к русскому единству (бросаются ложные идеи о всяческом ущемлении русских и даже русскоговорящих), к идеям православия (против «бесстыжих геев Европы»). В результате мы имеем фьюжн-идеологию, соединившую символы-образы советского прошлого, российского имперского прошлого, панславянизма и православия. Этот странный микс подается под видом концепции «духовных скреп». Хотя единственные скрепы, которые есть в России — это нефть и газ, все остальное – идеологическая надстройка, призванная придать этому всему хоть какой-то смысл. И это понятно, ведь жить в бессмысленном мире – очень тяжело.

Нужно понимать, что люди, подключенные к общей системе образов, перестают мыслить, они просто реагируют, как на нажатие кнопки. СМИ нажимает кнопку – пошли эмоции, процесса мышления нет. Поэтому, когда вы пытаетесь говорить с россиянином, вы обнаруживаете мощную эмоцию, логика там не работает. Даже если вам удастся невероятными усилиями убедить человека в чем-то, что-то ему доказать, вы с удивлением обнаружите, что при следующем разговоре он опять возобновит свой посыл, причем в той же форме, что и до этого. Почему? Потому, что он возвращается домой, присоединяется к системе – к телевизору, соседям, коллегам и опять загружается той же информацией.

Как понять, что ваш собеседник зомбирован? Он эмоционально реагирует, выдает мощные штампы (одинаковые у всех представителей одной системы) и совершенно не слышит ваших аргументов. Человек не впитывает внешнюю информацию, которая может разрушить образ, созданный у него в голове. Признак сильной идеологии именно в этом – в человека встроен механизм защиты от «ненужной» информации. И человек держится за этот механизм защиты. Потому, что если он хоть на минуту отойдет от вымышленного образа и осознает, что никаких фашистов в Киеве нет, он будет вынужден признать, что чувство ненависти, которое его переполняет – это его собственное чувство, что эта агрессия, которую он испытывает – его собственная. Что потребность убивать испытывает сейчас лично он. И что его страна – не освободитель, а оккупант. Для любого нормального человека – это катастрофическое переживание.

Поэтому, если вы сталкиваетесь с такой заряженностью, знайте – что-то доказывать бесполезно. Хотя, можно и попытаться, может, ваш собеседник еще сохранил зачатки критического мышления. Признак того, что ваша попытка коммуникации может увенчаться успехом – то, что человек вас внимательно и с интересом слушает, задает уточняющие вопросы. Это говорит о том, что он способен мыслить, воспринимать информацию. Вы можете очень осторожно, дозировано давать ему эту информацию, не задевая, по мере возможности, его стереотипы о родной стране. Рядовой россиянин, вдруг осознающий, что его страна – агрессор, а Путин – вор и лжец, теряет веру в свою страну, свой патриотизм и вместо собственного величия, неразрывно связанного с величием своей страны, вдруг начинает ощущать свою ничтожность.

Но, что делать, если зомбированный россиянин, с которым вы общаетесь, ваш родственник, давний друг, коллега? Лучшее, что вы можете сделать – это уйти с темы коллективных образов и вывести разговор на дорожку личных интересов. Спросить, как там дети, платят ли пенсию, что с зарплатами, закончили ли ремонт. Или повернуть беседу в профессиональное русло. Вы увидите, как человек в одно мгновение станет таким, каким вы его знали раньше. Но стоит вам затронуть какую-то геополитическую тему, как произойдет обратный процесс. Совсем, как в фильме «Матрица», когда каждый мирный житель вдруг превращается в агента Смита. Согласно фильму, агент Смит – это автономный модуль, призванный поддерживать систему. Так и в данном случае, из каждого россиянина начинает проглядывать Дмитрий Киселев. Исчезает личность, появляется система. Вы в какой-то момент начинаете говорить не с человеком, а с динамиком Путина. Поэтому рассчитывать, что вам удастся победить, не приходится. Система по определению мощнее вас одного. Таких динамиков в России – сотни миллионов.

Единственное, что мы можем в данной ситуации – поддержать личностный контакт, прочувствовать границы, в которых можно общаться, и обязательно нужно делать акцент на следующем: «Сейчас ситуация сложная, даже очень сложная, но мы же нормальные люди и все хотим мира. Поэтому давай просто спокойно на это смотреть. Все будет хорошо, и у тебя, и у меня». Такой подход может сохранить какой-то баланс в отношениях. Если же вы начнете выходить из себя, кричать, избивать противника словами, вы, безусловно, почувствуете себя лучше (это хороший способ саморегуляции), но ничего не добьетесь, кроме возросшей ответной агрессии и ненависти. Если вам ради саморегуляции захочется кого-то из знакомых россиян потроллить – тролльте. Если отношения вам не дороги. Сейчас вы ничего не докажете. Эта система смыслов со временем рухнет сама.

Примите как факт: гуманистическое ожидание, что все люди умные и с ними можно договориться – это иллюзия. Ум, конечно, у каждого индивидуальный, но если его взяла в пользование система, он становится частью этой системы. А с ней договориться нельзя.


Дополнительное чтение по теме:


1. Große Lüge

2. Фальшивки российской пропаганды (Svoboda.org)

3. Как работает российская пропаганда: блогеры запустили проект по "разбору полетов"

4. Россияне продолжают плодить фейки об Украине

5. Фальшивки российской пропаганды: ДНР "в космосе" и "украинские беженцы" в Косово

6. Фото со съемок российского фильма 2008 года представляется как актуальные события в Украине

7. Задержанный российский журналист признался в откровенной пропаганде и лжи об Украине

8. Россия: Про ложь путинской пропаганды

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
glukanat
Jun. 17th, 2014 05:27 pm (UTC)
Ну что ж - прекрасная демонстрация набора штампов. Равно как рядовой европеец считает, что любой немец 60-65 лет назад видя еврея сразу показывал свое превосходство, а эсесовец - доставал автомат; так и автор текста считает что все россияне (как минимум "сотни миллионов"), в едином порыве "рвутся воевать с фашизмом в Украине." Если бы это было так - Украины давно бы не было. Поскольку Украина еще существует, автор как минимум перегибает палку.

Надеюсь пока автор еще не полностью соответствует его же описанию
"Как понять, что ваш собеседник зомбирован? Он эмоционально реагирует, выдает мощные штампы (одинаковые у всех представителей одной системы) и совершенно не слышит ваших аргументов. Человек не впитывает внешнюю информацию, которая может разрушить образ, созданный у него в голове. Признак сильной идеологии именно в этом – в человека встроен механизм защиты от «ненужной» информации. "

Рецепт беседы с автором им же и описан:
"Поэтому, если вы сталкиваетесь с такой заряженностью, знайте – что-то доказывать бесполезно. Хотя, можно и попытаться, может, ваш собеседник еще сохранил зачатки критического мышления. Признак того, что ваша попытка коммуникации может увенчаться успехом – то, что человек вас внимательно и с интересом слушает, задает уточняющие вопросы. Это говорит о том, что он способен мыслить, воспринимать информацию. Вы можете очень осторожно, дозировано давать ему эту информацию, не задевая, по мере возможности, его стереотипы о родной стране."

Следуя этому рецепту позволю себе лишь заметить, что не согласен с фразой "единственные скрепы, которые есть в России — это нефть и газ". Автор текста как минимум забыл про русский язык.

Да, если что, я не смотрю телевизор, а новостные ленты читаю из ЖЖ. Мировоззрение не менял уж минимум лет 10-5. Так что если я и зомбирован, то наверное не Путиным.
a_garvey
Jun. 17th, 2014 05:35 pm (UTC)
С учетом того, что рейтинг поддержки Путина держится на уровне 80-85%, сто миллионов не выглядят очень большим преувиличением.

А о конкретном человеке я сужу только после того, как услышу его мнение и его реакцию на чужое мнение.
glukanat
Jun. 17th, 2014 05:58 pm (UTC)
Ну во-первых в тексте написано "сотни миллионов". Во-вторых, верно ли что все кто поддерживали Гитлера - поддерживали войну? В Генштабе таких и половины не было. Так что "рейтинг поддержки Путина держится на уровне 80-85%" тоже используется как штамп.

А в целом по тегу "Украина"... Текст прекрасно показывает ровно одно. Бессмысленно показывать ровно одну сторону - адресат - другая сторона - такие источники не воспринимает в принципе.
a_garvey
Jun. 17th, 2014 06:11 pm (UTC)
Ну во-первых в тексте написано "сотни миллионов".
Коли на то пошло, то в тексте сотни миллионов не человек, а "динамиков". Автор выбрал образ для того, чтобы передать свою мысль, ты увидел не то, что он говорил.
glukanat
Jun. 17th, 2014 07:01 pm (UTC)
Увидел, ровно то и увидел.
Впрочем Ваша фраза "выбрал образ для того, чтобы передать свою мысль" очень качественно транслирует и мою. Если пройтись по тексту, то видно, что автор выбором эпитетов преувеличивает (совершенно неважно умышленно или нет) размеры массы, ее стремления и однородность. Вообще весь текст (тем же выбором эпитетов) говорит о двух сторонах, о черном и белом, о правильном и неправильном; но в жизни же так не бывает, только в малышовых сказках (и агитках). Ну а уж в качестве текста, призывающего к критичности мышления, смотрится и вовсе странно
korolana
Jun. 17th, 2014 08:43 pm (UTC)
верно ли что все кто поддерживали Гитлера - поддерживали войну?
___________________
Думаю, что верно.


glukanat
Jun. 17th, 2014 08:57 pm (UTC)
Немецкий генералитет считал иное.
Да, верно ли что все кто поддерживали Джонсона и Никсона на выборах --- поддерживали войну во Вьетнаме? Скорее наоборот. Однако война шла.
korolana
Jun. 17th, 2014 09:53 pm (UTC)
Отличное сравнение Джонсона и Никсона с Гитлером :)))
Передерг засчитан.
Ну да ладно.

(Ликбез моде он)

Собственно, программа НСДАП, под которой она и Гитлер во главе ее пришли к власти, именно это и говорит:
"3. Мы требуем жизненного пространства: территорий и земель (колоний), необходимых для пропитания германского народа и для расселения избыточного германского населения.".

Т.е. те, кто поддерживал Гитлера (ака голосовал за него) - знали, что поддерживают будущую войну. Программа эта, на минуточку, была оглашена в 1920-м. К власти Гитлер пришел в 33-м под этим же лозунгом.

Насчет немецкого генералитета: я не знаю, все ли они голосовали за Гитлера. Но вопрос-то вы поставили не "Весь ли немецкий генералитет был за войну", а "все ли, поддерживающие Гитлера, были за войну".
Почувствуйте разницу. Или формулируйте точнее.

Никсон: выбирался в 68-м году на свой первый президентский срок под лозунгом завершения войны во Вьетнаме «почётным миром» и в июле 69-го Америка начала выводить войска. В 73-м (при том же Никсоне) ввывод войск был завершен.

Джонсон: пришел к власти после гибели Кеннеди, представляя его партию и унаследовав его популярность. Причем пришел как "сторонник мира" в противовес "ястребу войны" Барри Голдуотера.
Война во Вьетнаме началась действительно при Джонсоне, это правда.
Но во-первых, почитайте о ее начале (ключевые слова: Тонкинский инцидент, Плейку, отель Бринкс). Во-вторых, именно эта война и подорвала популярность Джонсона (и привела к победе Никсона).

(Ликбез моде офф).

А теперь расскажите мне еще разок о поддержке войны избирателями Гитлера, Джонсона и Никсона.

glukanat
Jun. 18th, 2014 04:16 am (UTC)
> Но вопрос-то вы поставили не "Весь ли немецкий генералитет был
>за войну", а "все ли, поддерживающие Гитлера, были за войну".
>Почувствуйте разницу. Или формулируйте точнее.
Ну я на него и ответил: не все, например немецкий генералитет.
Вот если бы я поставил вопрос "все ли, поддерживающие Гитлера, были за войну, не считая немецкого генералитета", тогда я бы понял Вашу претензию.

>те, кто поддерживал Гитлера (ака голосовал за него) -
>знали, что поддерживают будущую войну"
Голосовали, но поддерживали ли они войну, были ли они с этой войной согласны, или просто думали, что выбирали меньшее из зол - вопрос. Совсем не факт, что все поддерживали (общий тираж МайнКампф к 1933 году - <150 тыс., голосов за НСДАП >17 млн.). Но предположим, что голосовали "за" в точности ястребы. В 1933 за Гитлера проголосовали меньше половины избирателей. Значит ястребов было меньше половины. Позже Гитлера поддерживали больше половины населения, однако почему Вы считаете что эта поддержка автоматически означает поддержку войны - мне не понятно, совсем непонятно.

>Отличное сравнение Джонсона и Никсона с Гитлером :)))
>Передерг засчитан
Спасибо за смайлик, но не я первый. Путина значит с Гитлером сравнивать можно, а скандального Никсона и выбранного с админресурсом Джонсона ставить на одну доску с Путиным никак нельзя. Все равны но некоторые равнее? Удивительно-то как.

Ваши цитаты из Wiki о Никсоне и Джонсоне я прочитал, однако не вижу предмета для спора. Я писал
>> Да, верно ли что все кто поддерживали Джонсона и Никсона
>> на выборах --- поддерживали войну во Вьетнаме?
>> Скорее наоборот. Однако война шла.
Ни одного аргумента отрицающего данные факты я не увидел. Остальное - эмоции из серии "ам.президенты молодцы, в 1973 сделали наконец то что трижды(!) обещали сделать на выборах." Я и так в курсе что круче демократии в мире зверя нет

Привел же я пример с Вьетнамом только для одного вывода: война войной, а выборы выборами. Хотя безусловно я не могу запретить Вам считать оккупантами всех тех, кто голосует за правителя, который позже начнет войну, продолжит войну, не успеет уйти в сторону от войны...


Ну и став на минутку оптимистом процитирую также авторское
"мы же нормальные люди и все хотим мира. Поэтому давай просто спокойно на это смотреть. Все будет хорошо, и у тебя, и у меня"

Аутотренинг, говорят, помогает.

"давай просто спокойно на это смотреть"
Ну-ну, особенно во Вторую мировую...
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser