Гарвей (a_garvey) wrote,
Гарвей
a_garvey

Category:

Кинодневник. Два Фильма Ясудзиро Одзу

Ohayô (1959) ("Доброе утро")
Режиссер Ясудзиро Одзу
В главных ролях Кэйдзи Сада, Ёсико Куга, Тисю Рю, Кунико Миякэ, Харуко Сугимура

Редкость среди фильмов Одзу - комедия.
[Сюжет]Фильм показывает повседневную жизнь нескольких семейств, живущих по соседству друг от друга в пригороде Токио. Разных возростов, разных характеров, с их конфликтами, и недоразумениями, проблемами и сплетнями. Две соседки узнали, что секретарь их женского клуба мисс Харагучи не получила переданные ими месячиные взносы, хотя казначей, Тамкио Хаяши, утверждает, что деньги передала. Из-за того, что семья Харагучи купила стиральную машину, соседки склонны верить Хаяши. Недразумение разрешилось - старая мать секретаря клуба забыла сказать, что деньги им принесли, но что называется "осадочек остался". И когда сыновья Хаяши в знак протеста против отказа родителей купить телеаизор перестали разговаритвать с кем-либо (они полчали даже в школе на уроках, когда их вызывали отвечать задание), Кикои Харагучи распустила слух, что мисс Хаяши злопамятна: затаила на нее обиду и настроила против нее своих сыновей...

Даже в комедии Одзу сохранил свой визуальный стиль с неподвижной камерой, устанавливаемой в нескольких стандартных положениях, и с привычным набором сцен - комнаты, коридоры и бары/растораны. И актеру играют все те же - как минимиум четверых из играющих главные роли, я видел и в других его фильмах, а Тисю Рю и Харуко Сугимура и вовсе из числа его "любимцев".
При этом фильм отчетливо отличается от обычных мелодрам Одзу, сюжет насыщен комедийными сценами - все еще специфическими, по-японски сдержанными и неочевидными. Зрителю, по райней мере западному, надо смотреть фильм внимательно, чтобы понять, что режиссер насмезается над героями - не хохочет вслух, а как будто веселится, пряча улыбку.

Вообще у фильмов Одзу, и у этого в том числе, ощущается сходство с советским кино 50-60-х годов. Неторопливость, чистота, ощущение простора и света, лиричность. Только чевства героев более сдержанны. И обычная для Одзу манера ограничения поля зрения стенами - как намек на то, что мы видим только небольшую часть жизни, фрагменты, оганиченные в пространстве и времени.
Возвращаясь к фильму: меня он порадовал тем, что разнообразил линию схожих между собой семейных мелодрам режиссера. Вроде как Одзу отвлекся и расслабился на время, позволил себе снять что-то не на своем обычном уровне. И как раз из-за этого фильм к лучшим его работам не относится и на мой взгляд может быть пропущен. Но можно и посмотреть - потерянным время его просмотра не будет.

Sanma no aji (1962) ("Вкус сайры")
Режиссер Ясудзиро Одзу
В главных ролях Тисю Рю, Сима Ивасита, Кэйдзи Сада, Марико Окада, Тэруо Ёсида, Норико Маки

Мелодрама, последний фильм Ясудзиро Одзу
[Сюжет]Вдовец Шухеи Хираями живет с 24-летней дочерью Мичико и 21-летним сыном Кацуо, его старший женатый сын Койчи жевит отдельно. Мичико не хочет покидать отца и брата, так как считает, что без нее их хозяйство развалится. Друзья Хираямы - Каваи и Хорие - советуюи ему выдать дочь замуж, пока не поздно, а Каваи еще и советует конкретного жениха. Встреча с их старым школьным учителем, который до сих пор живет с так и не вышедшей замуж дочерью, убедила Хираяму, что его друзья правы, больше того, ему пршлось ощутить вину, когда оказалось, что симпатичный Мичико мужчина - коллега Койчи - не дождался ее и обручился с другой...

Фильм с простым сюжетом, по всем параметрам укладывающийся в шаблон фильмов Одзу. Конфликта в фильме практически нет, только житейская ситуация - и наблюдения за психолгией героев. На мой вкус дл почти двухчасового фильма действия слишком мало. Можно было или сократить его длительность, или добавить что-то в сюжет.
От актеров осталось ощущение недоигранности - или им была поставлена задача играть с минимальным проявениям чувств? В "Поздней весне" аналогичный дуэт "отец - взросла дочь" с Тисю Рю играет Сацуке Хара, и ее игра выглядит куда как тоньше и выразительнее.
И в целом: не самый интереный на мой взгляд фильм Одзу. Посмотреть можно, но не обязательно.
Tags: Кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments