Гарвей (a_garvey) wrote,
Гарвей
a_garvey

Кинодневник. Два фильм Хироси Тэсигахара.

Suna no onna (1964) / "Женщина в дюнах"
Режиссёр Хироси Тэсигахара
Автор сценария Кобо Абэ
В главных ролях Эйдзи Окада, Кёко Кисида

Драма по одноименному роману Кобо Абэ
[Сюжет]Школьный учитель, увлекающийся энтомологией, собирая насекомых в прибрежных дюнах, упустил последний автобус в город. Местные крестьяне предложили ему переночевать в деревне. Для ночлега ему предложили дом одинокой женщины, куда ему пришлось спускаться по веревочной лестнице. Хозяйка накормила его и устроила для ночлега, а сама отправилась посреди ночи сгребать в корзины песок, чтобы его потом подняли наверх. Учитель удивлися происходящему, и предложил помощь, и еще больше удивился ответу: "Не в первую ночь". А утром он онаружил, что дом находится в яме, и лестница убрана. Он оказался пленником, и от него теперь требовалось пмогать женщине каждую ночь сгребать песок, так как иначе дом может полностью засыпать. А если он не будет выполнять работу, то сверху им не спустят еду и воду...

Сюжет а фильм совершенно кафкианский, при этом идеи, которые вроде бы замечаешь и понимаешь по ходу действия, в конце фильма внезапно сменяются совсем иными. Смысловые слои фильма очень удачно дополняются за счет операторской работы и звукового ряда - музыкой в привычном понимании это назвать сложно, сплошные диссонансы, зато в настроение попадает очень хорошо.
Из двух главныз героев по игре более сильное впечатление производит (по крайней меер на меня) Киоко Кишида, ее Женщина при всей странности и характера, и образа жизни получилась очень цельной и настоящей. Эйдзи Окада роль досталась сложная в необычном смсле: его герой оказался в ситуации, которую трудно представить, и соответственно сложно понять, как герой должен реагировать, а если и поймешь - попробуй эту реакцию изобразить...

По мнению специалистов фильм является работой Кобо Абэ в неменьшей степени, чем Тэсигахары. Насколько это врено - оставлю судить прочитавшим роман.
Резюме: фильм для любителей интеллектуального кино, особенно для ценителей Кафки, Джойса и Абэ. Остальным может показаться скучным или просто неприятным.

Otoshiana (1962) / "Обвал"
Режиссёр Хироси Тэсигахара
Автор сценария Кобо Абэ
В главных ролях Хисаси Игава, Сумие Сасаки, Сэн Яно

Первый полнометражный игровой фильм Тэсигахары, снят по сценарию Кобо Абэ, но в данном случае основой послужил не роман писателя.
[Сюжет]Безработный - и к тому же дезертир - Оцука бродит по стране с сыном, нанимаясь на работу где получится. Когда после отработанной в порту смены ему сообщили, что для него есть другая работа, он обрадовался и оправился по указанному адремсу. Но там, на берегу заболоченной реки недалеко от заброшенных шахт его нагнал и зарезал человек в белом плаще. Сюрпризом для Оцуки оказалось обнаружить себя стоящим над собственным телом, он стал духом, невидимым для живых и неспособным повлиять на происходящее. Наблюдая за полициейскими и журналистами он узнал, что у него есть двойник - лидер профсоюза шахтеров (походий на него до такой степени, что сын Оцуки принял его за отца), который обычно именно в то время ходил по дороге, на которой был убит Оцука. А подкупленная убийцей свидетельница преступления дала описание другого человека - лидера конкурирующего профсоюза.
Пришедшие на место преступления профсоюзные боссы обнаружили, что свидетельница тоже убита (и тоже стала духом, о чем они не догадываются). Обвиняя друг друга они сцепились в драке - и оба погибли. Человек в белом, покидая место происществия, сказал только: "Как и было запланировано".


Идея с героем, обнаружившим себя духом, чтоящим над собственным телом, была в этом фильме использована если не впервые в кинематографе, то бллизко к тому. Но в отличие от многочисленных американских картин героб в итоге не удалось ни выполнить какую-либо миссию, ни воскреснуть. И концовка фильма оставила ощещение безысходности. Связано это, видимо, с левацкими взглядами, которых придерживались и Тэсигахара и Абэ. Снято и сыграно качественно, но фильм от этого не стал сильно притягательнее, во всяком случае для большинства современных зрителей. Впрочем, любителям фильмов с дУхами, особенно с уклоном в детектив, может и понравиться.
Tags: Кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments