Гарвей (a_garvey) wrote,
Гарвей
a_garvey

Category:

Кинодневник. Два фильма Ясудзиру Одзу.

Оба фильма на традиционную для Одзу тему - взаимоотношение поколений в японской семье

"Осень в семействе Кохаягава"
Kohayagawa-ke no aki (1961)
Режиссер Ясудзиро Одзу
В главных ролях Гандзиро Накамура, Сэцуко Хара, Ёко Цукаса, Митиё Аратама, Кэйдзю Кобаяси
[Сюжет]Манбей Кахаягава - вдовец с тремя взрослыми дочерьми. Старшая из них, Акико, вдова, одна растит сына. Средняя, Фумико, замужем, ее муж работает в семейном бизнесе. Младшая дочь, Норико, еще не замужем. Семья пытается подобрать мужей для Акико и Норико, но одна вообще не рвется замуж, а другая не в восторге от подбираемых ей вариантов, и сама уже нашла мужчину ей по душе.
Тем временем Манбей встретил свою прежнюю любовницу, у которой тоже есть взрослая дочь (от Манбея или нет - она и сама не знает). Самья совсем не в восторге от того, что ее глава тайком бегает "налево". К тому же у него начались серьезные проблемы с сердцем...

Я бы определил тему этого фильма так: вести респектабельный и прагматичный образ жизни может быть и хорошо, но счастье часто встречается не на этом пути, и иногда правильнее делать выбор по велению своих чувств.

Цветы Хиган
Higanbana (1958)
Режиссер Ясудзиро Одзу
В главных ролях Син Сабури, Кинуё Танака, Инэко Арима, Ёсико Куга, Кэйдзи Сада, Тэйдзи Такахаси
[Сюжет]Ватари Хираяма - успешный бзнесмен и отец двух дочерей. Один из его старых знакомых, Миками, обращается к нему за помощью по налаживанию контактов с дочерью, ушедшей от отца из-за того, что тот настаивал для нее на браке по расчету, в то время как она сама хотела быть с другим мужчиной, пусть небогатым, зато любимым.
С похожей проблемой к Хираяме обратились мать и дочь - Хацу и Юкико Сасаки. Мать активно ищет суда для дочери, да все находит каких-то некудышных, дочери это настолько надоело, что она начала противодействовать матери.
В обоих случаях Ватари как минимум понимал позицию дочерей, и не против был им помочь. Но совсем не так он отреагировал, когда его собственная дочь сама приняла решение о выборе мужа. Только узнав, что решение было принято без его ведома, он отрицательно настроился к потенциальному жениху, а дочери и вовсе прикащал оставаться дома...

Ну, тут все прозрачно до очевидности: времена меняются, молодежь хочет создавать семьи по любви, а родители все еще хотят принимать решения за дочерей.

Оба фильма сняты в типичной для Одзу манере, с хорошо знакомыме его поклонникам приемами - неподвижная камера, съёмка с уровня лица сидящего на полу человека ("татами-ракурс"), прохожие на заднем плане, дома, города, поезда и природа. Диалоги с постоянно звучащими стандартными фразами и скрытыми эмоциями, только иногда пробивающимися сквозь маску хороших манер. Чем больша смотришь фильмы Одзу, тем больше возникает ощущение одной объединяющей их "мыльной оперы". Может быть, если бы я смотрел эти фильмы, скажем, раз в три месяца или реже, каждый из них произвел бы более сильное впечатление, а вот так, подряд - ощущения смазываются. И еще, как я полагаю, мысли, заложенные режиссером в этих фильмах, были актуальны для Японии того времени. Сейчас они смотрятся для меня почти как историческая хроника :).
И все же - любителям семейной драмы эти фильмы могут понравиться.
Tags: Кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments