?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ningen no jôken
Часть 1: "Большей любви не бывает" (1959)
Часть 2: "Дорога в вечность" (1959)
Часть 3: "Солдатская молитва" (1961)


Режиссер Масаки Кобаяси
В главных ролях: Тацуя Накадаи, Митиё Аратама
Японский антивоенный фильм по книге Дзюнкея Гомикавы, эпическая трагедия гуманиста, попавшего в жернова войны.
[Сюжет]Кадзи - молодой японец, освобожденный от призыва в армию на условии, что он примет должность по надзору за рабочими-китайцами на отдаленной шахте в Маньчжурии. В отличие от дургих японцев, руководящих работами на шахте, он требует человечного отношения к рабочим. Его приципы подвергаются серьезным испытаниям, когда на шахту доставляют несколько сотен пленных, которых по требованию военных должны держать за колючей проволокой под током без шансов на побег. Даже для них Кадзи пытался создать максимально гуманные условия. Интриги оппонентов, заинтересованных только в выжимании соков из рабочих и относящихся к ним как к скоту, привели к тому, что Кадзи стал выглядеть виновным и перед китайцами, и перед своими соотечесвенниками, и ко всему прочему потерял защиту от призыва, и был разлучен с женой, которую глубоко любит.

В армии он столкнулся с дедовшиной в ее худших проявлениях, причем офицеры и "деды" относились к новобранцам немногим лучше, чем японцы к китайским рабочим. Лишь немногие разделяли отношение Кадзи к проблеме, один из них, лейтенант, не только продвинул Кадзи в должности, но и поставил его отвественым за обучение только что призванных солдат. Кадзи пытался защищать их, но снова усилия даи немного. Так или иначе - этот конфликт оказался отодвинут, когда в Манчжурию вошла Красная Армия. Часть, в которой служил Кадзи, была уничтожена. Он сам оказался в числе немногих выживших. Теперь он поставил перед собой одну цель - вернуться к жене.
Он шел пешком, возглавляя группу, состав которой постоянно менялся: кто-то не выдерживал пути, кто-то погиб в столкновениях с русскими и китайцами, вместо них присоединялись другие. Кадзи пытался придерживаться определенных морпльных принципов, но для собственного выживания он должен был убивать. Путь закончился, когда он сдался, чтобы не подвергать опасности женщин-японок, у которых его отряд провел ночь.
В советском плену Кадзи снова оказался перед необходмостью защищать себя и друзей, только едва ли не более опасным противником для него оказались не красноармейцы, а свои же японцы...
Он не смог спасти друга, с которым шел от самой границы, н отомстил за него, после чего бежал из лагеря. Зимой, обессиленый от голода, в обмотках из мешковины. Через враждебную территорию, к жене, о судьбе которой ничего не знал, и мог только предполагать по тому, что видел вокруг...




В Японии фильм считается шедевром, едва ли не лучшим произвдением в истории кинематографа. Главную роль сыграл молодой, тогда малоизвестный актер, но в других, эпизодических ролях появились многие лучшие японские актеры театра и кино того времени.
По эпичности фильм сравним с бондарчуковской "Войной и миром", только без того масштаба батальных сцен, а по настрою - с "Судьбой человека" и "Климом Самгиным". Три части, суммарно - девять с половиной часов. Два года из жизни героя, полностью его изменившие.
Для японцев происходящее в фильме было близко: многие еще помнили показанные события. Для нас же фильм неожиданен: немного кто из россиян представляет сколько-нибудь детально жизнь японцев того времени, пожалуй что самйрайские времена выглядят куда более понятными для нас. К тому же авторы дали еще и вгляд со стороны на СССР. Не то, как его видели фанатики-камикадзе и из командиры, а как его понимали люди левых убеждений. Для них подведение солдат из страны, где власть принадлежит народу, оказалось шоком. И даже в этой ситуации они пытались находить опрадвания происходящему.

Резюме: очень сильный и очень тяжелый фильм. Пеерживать его - тяжелая работа для чувств. Если думаете, что справитесь - посмотрите.

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser