?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Carnal Knowledge (1971)
Режиссёр Майк Николс
В главных ролях Джек Николсон, Арт Гарфанкел, Кэндис Берген, Рита Морено

Американская драма, история двух закомплексованных мужчин и их отношений с женщинами. Я познакомился с фильмом в рамках кинорулетки по Новому Голливуду
[Сюжет]Сэнди (Арт Гарфанкел) и Джонатан (Джек Николсон) - студенты, которые делят комнату в университетском кампусе.
Друзья озабочены отношениями с противоположным полом, и собственно фильм начинается с их закадрового разговора о том, какой тип девушек ним нравится. Разговор происходит на студенческой вечеринке, и более уверенный в себе Джонатан подталкивает Сэнди к знакомству с одиноко стоящей у окна девушкой. Несмотря на стеснительность Сэнди, он заводит разговор с Сьюзен, и между ними возникает взаимный интерес.

Сэнди, за отсутствием собственного опыта и понимания отношений, пытался действовать согласно "правилам" и советам Джонатана, которому рассказывал всё. Он считал, на каком свидании сколько раз можно поцеловать, на каком можно позволить (или добиться) большей физической близости, когда придет время для секса... А тем временем в тайне от него Джонатан тоже начал встречаться с Сьюзен. Воспользовавшись полученным от Сэнди знанием, он создал в глазах девушки для себя выгодный образ: образ сильного, серьезного и раскованного мужчины. С ним Сьюзен чувствовала себя проще, и в итоге Джонатан вроде как победил: он стал её первым мужчиной. И попытался сделать так, чтобы у Сьюзен не случилось секса с Сэнди. Только его усилия ударили бумерангом: Сьюзен не поддалась на его давление и не захотела причинять боль Сэнди, тот так и не узнал, что она встречалась сразу с ними двоими...


Прошло несколько лет. Сэнди и Сьюзен женаты, и Сэнди по-прежнему пытается строить "правильные" отношения. Он считает, что они любят друг друга, только физического влечения между ними нет. Тем временем после череды кратковременных отношений Джонатан сошелся с Бобби - девушкой, близкой по физическим параметрам к его идеалу. Бурные постельные отношения переросли в нечто долговременные, Бобби хочет большего, она оставляет свою работу в рекламе и переезжает к Джонатану. И оказывается, что одного тела ему недостаточно. Бобби практически не занимается домом и все больше впадает в депрессию. Она хочет официального брака.

Сэнди сасстался со Сьюзен, Джонатан познакомил его с Синди - уверенной в себе дамой с сильным, может быть даже агрессивным характером.

Сэнди в основном доволен новой связью, а Джонатан, видя это, расценил ситуацию на фоне своей тяжелой ссоры с Бобби как собственное поражение - и уговорил Сэнди на свинг. Вот только Синди, узнав об этом, развернулась и ушла, сказав напоследок, что Джонатан мог к ней приходить - в отсутствие Сэнди, а вот последнему, если он только коснется другой женщины, домой можно не появляться. В это время Сэнди обнаружил Бобби в её спальне в коме - от передоза снотворным.

Прошло еще несколько лет. Сэнди, которому уже за сорок, со своей новой - восемнадцатилетней - подругой Дженифер пришел в гости к одинокому Джонатану. Джонатан показывает гостям "фильм" - набор фотографий своих подруг разных лет, начиная с десятилетнего возраста. Он рассказывает, что его с ними связывало - от первого детского любопытства к противоположному полу, через первые поцелуи, мелькнувшую на экране на секунду Сьюзен, брак и развод с Бобби и их общую дочь к более-менее продолжительным связям с разными любовницами.

По окончании "фильма" Дженифер в слезах - видимо в шоке от цинизма Джонатана - разве что не выбежала из квартиры. Сэнди, понявший как минимум часть того, что связывало Джонатана и Сьюзен, ничего не сказал вслух, только посмотрел на друга перед тем, как последовать за Дженифер.
Дружбы между Сэнди и Джонатаном не прервалась даже после этого. В их последнем диалоге в фильме они, как в начале фильма, говорят об отношениях с женщинами. На этот раз каждый из них указывает другому, в чем тот ошибается. Они оба правы - и оба не соглашаются со словами собеседника о себе.

В финальной сцене Джонатан, так и не нашедший для себя "правильной" женщины, встречается с профессионалкой: женщина в дверях называет его любовником и далее следует расписанному сценарию, который включает в себя "пари", нужное Джонатану, чтобы замаскировать оплату сексуальных услуг, и длинный монолог женщины, приводящий клиента в нужное состояние...



В центре сюжета фильма - две модели мужского поведения. Для героя Джека Николсона женщины - объекты, которые должны соответствовать определенным параметрам, а уж если он почтил их своим вниманием - обязаны удовлетворять его желания. Если что-то идет не так (а с его игнорированием интересов окружающих это неизбежно) он вешает на женщину ярлык и ищет повода/способа от неё избавиться.
Персонаж, сыгранный Артом Гарфанкелом, казалось бы, противоположен: он идеализирует и едва не обожествляет женщин. Он старается действовать правильно и соответствовать образу, который по его мнению походит ЕЙ в партнёры. Я сам был таким - тридцать лет назад. А в чем-то - и позже. Только "богиня", "идол", "идеал" - это всё еще объекты, и в этом подход Джонатана и Сэнди к женщинам похожи. Отличаются результаты, к которым они приходят - и то не полностью. Джонатан оказался совсем не способен на нормальные отношения, его мизогинизм все дальше и дальше вниз. С Сэнди его партнершам спокойнее, он всегда будет к ним относиться предельно бережно, и все равно рано или поздно будет обнаруживать, что столь старательно выстроенная модель отношений не работает, "машина не едет", "огонь не горит", чувства куда-то исчезают. У него был шанс сломать этот шаблон - в самом начале, со Сьюзен. Если бы он не рассматривал её как "свою будущую девушку" и не пытался следовать кем-то придуманным правилам, их отношения могли бы развиваться естественным образом, они были интересны друг другу, пока он не начал "требовать продолжения банкета". В самом худшем случае он приобрел бы опыт, которого его не хватало. Не получилось: нехватка уверенности в себе и согласие Сьюзен действовать по навязанному шаблону привели к тому, что кривая модель поведения закрепилась.

Еще относительно одной детали в фильме у меня есть предположение, которое доказать я не могу. "Фильм" из фотографий девочек/девушек/женщин Джонатан делал для себя, вряд ли он включил бы в него Сьюзен, если бы изначально планировал его показать Сэнди. Но. [Что не так?]Среди этих фотографий присутствует фотография его собственной дочери. Полагаю, что таким образом авторы намекают, что дочь привлекала его как сексуальный объект, что добавляет его образу очень темных красок.

Анализировать образы героинь фильма я не буду, хотя каждая из них по-своему интересна. Может быть когда-нибудь в другой раз.
Но фильм заслуживает внимания не только своим сюжетом.
Прежде всего - об актерах. Джек Николсон - один из сильнейших американских актеров 20-го века, ко времени выхода этого фильма он еще не успел проявить свой талант во всей его широте, и перед началом съемок сценарист фильма, например, выражал сомнение, что Николсон сможет сыграть роль правильно. Очевидно он ошибался. Николсон, как это часто бывает в его фильмах, настолько вошел в роль, что после просмотра трудно представить, что в жизни показанные на экране мысли и чувства - не его.
Тем не менее награды за этот фильм получил не Николсон, а сыгравшая роль Бобби Энн-Маргрет.
И еще, единственное, чего Николсону и Гарфенкелю изобразить не удалось - это молодость их героев в первой части фильма. Не выглядели они на 20 лет.

Мне очень понравились использованные режиссером приемы (уверен - я заметил не все из них). В середине фильма герои раз за разом во время диалогов смотрят прямо на зрителей из центра экрана, фактически "ломая четвертую стену". В эти моменты они не просто общаются друг с другом, они излагают своё кредо. А в финальной сцене обратите внимание: [спойлер!]во время произнесения женщиной монолога, который должен "поднять" Джонатана над ней, стена за её спиной продолжает двигаться вверх, как будто она очень долго - все ниже и ниже - опускается уже даже не на колени, а куда-то к подножью пьедестала мужчины.


Несколько интересных фактов вокруг фильма:
Carnal Knowledge - первый в истории кинематографа фильм, в котором на экране показан кондом. И один из первых фильмов, в котором с экрана звучит слово cunt.
В фильме вообще довольно много эротики, обнаженных тел, есть и секс, показанный, конечно же, без натурализма и откровенности. Кодекс Хейза к 71-ому году уже был в прошлом, но Америка еще не до конца избавилась от его последствий. В Джорджии был осужден за показ непристойного фильма менеджер кинотеатра, для того, чтобы оправдаться, ему пришлось дойти до Верховного Суда.
Сценарист первоначально предполагал создать пьесу для театра, к счастью для нас режиссер Майк Николс решил, что сюжет больше подходит для кино.
Во время съемок в Британской Колумбии (Канада) режиссер уговаривал актеров и других членов съёмочной группы не курить весьма доступную в тех местах марихуану. Интересно, послушались ли они его?


Резюме: один из самых интересных фильмов на тему того, как мужчинам не надо строить отношения с женщинами :). Ну и просто кино, которое должно понравится многим зрителям: тем, кто ищет в фильмах мысли и идет, особенно связанные с психологией, кому нравится сильная актерская игра (особенно поклонникам Джека Николсона), и просто всем, кому в кино нужно не только развлечение.

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser