?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Odd Man Out (1947)
Режиссёр Кэрол Рид
В главных ролях Джеймс Мэйсон, Кэтлин Райан

Британский черно-белый фильм, драма/триллер по одноименному роману Ф.Л.Грина.

[Сюжет]Послевоенный Белфаст. Подпольная группа из числа сторонников независимости от Великобритании для пополнения своей кассы запланировала налет на фабричную кассу. Лидер группы Джонни Маккуин некоторое время провел в британской тюрьме, а после побега полгода провел на квартире сторонников организации, не выходя на улицу. Это сыграло роковую роль во время налета: уже выйдя из здания фабрики с деньгами, он почувствовал головокружение и остановился, благодаря чему его догнал кассир. В схватке кассир ранил Маккуина и был убит ответным выстрелом. Запаниковавший водитель подпольщиков повел машину слишком резко, и раненный Маккуин на повороте выпал на дорогу. Пока водитель спорил с остальными налетчиками о том, что делать дальше, Маккуин поднялся и скрылся в переулках, найти его сразу соратники не смогли. После возвращения на подпольную квартиру и "разбора полетов" подпольщики, включая участвовавших в налете и второго после Маккуина человека в организации пошли в уже наполненный британской полицией город на поиски. Но больше всех о Джонни беспокоилась оставшаяся ожидать их Кэтлин Салливан, влюбленная в Маккуина...

Фильм относят к жанру нуар, хотя такая классификация для меня выглядит не вполне оправданной. То есть ряд черт, характерных для нуара в картине присутствует, только на мой взгляд стилистические отличия от классики жанра настолько велики, что даже ссылка на британскую специфику не очень помогает.
Как утверждают, это был первый британский фильм, показавший Северную Ирландию с её проблемной стороны - с националистическим подпольем, сопротивлением властям и нищетой. Тем интереснее два фактора:
1. Фильм был обласкан кино критикой и получил приз BAFTA как лучший британский фильм, а также номинацию на Оскар (for Best Film Editing). И при этом:
2. Ни одна из сторон в конфликте - ни подпольщики, ни полиция - не показана чисто положительной или чисто отрицательной. Точнее так: полиция в фильме не касается политики, она просто ловит убийцу и грабителей. А ирландцы изображены в широком спектре: от революционных романтиков до лоялистов, от заботящегося обо всех пастора до разгильдяя, который сам рушит дело, которому посвятил себя, вступив в подполье.
Главный герой оказывается жертвой обстоятельств: он противник насильственных методов и мечтает о возможности чисто политической парламентской борьбы, но оказывается убийцей, и понимает, что для него его мечта теперь окончательно стала недоступной.
Фильм производит сильное впечатление не в последнюю очередь благодаря тому, что очень многие сцены сняты с мастерским выстраиванием кадра, выбором максимальное эффектного ракурса и света. В комбинации с несколькими интересными редакторскими приемами это должно доставлять удовольствие для визуалов.
Еще один большой плюс фильму - интересные образы не только для центральных, но и для второстепенных персонажей. Игра актеров плюс хорошо прописанные диалоги жают зрителям достаточно материала для того, чтобы для каждого персонажа можно было додумать свою отдельную историю, укладывающуюся в канву фильма.

Резюме: на мой взгляд это тот случай, когда фильм выдержал испытание временем: через почти семьдесят лет после выходя он по-прежнему может удерживать внимаем зрителей и надолго оставаться в памяти. Очень рекомендую всем, для кого качество фильма важнее его новизны.











Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser